Иранская архитектура и роль солнечного света в святых местах
Свет и архитектура - это предметы, связанные друг с другом. На протяжении истории архитекторы осознали важность света в архитектуре и изобрели умные способы использования света в зданиях.
Иранские_архитекторы, осведомленные о роли света в создании гармонии и украшении своих работ, были обеспокоены освещением в зданиях и использовали свет разными методами.
Свет - это одно из явлений, которое всегда играло жизненно важную роль в жизни человека. Свет способствует выживанию существ, и это то, что человечество давно осознало. Солнечный свет - одно из лучших проявлений естественного света. Поэтому во многих странах мира, особенно в холодных регионах или странах с экономикой, сосредоточенной на сельском хозяйстве, огромно уважали свет.
В разных религиях более или менее указывается на свет. В Священном Коране мы читаем: "Аллах – свет небес и земли". (Сура Нур - аят 35).
В некоторых древних источниках указывается, что бытие зародилось от света и битва между светом и тьмой в конечном итоге закончится победой света. Даже поэты, с их особым тонким чувством, считают свет победителем со злом и называют его источником жизни и надежды. В исламской философии и литературе свет - это феномен, который имеет источник, отличный от материального мира, и является символом мира образов. В древнем мире освещение зданий обеспечилось за счет естественного света. Как правило, в течение ограниченного времени ночи внутренние пространство домов или общественные пространства городов и деревней освещались с помощью искусственного света, при помощи разнообразных типов фонариков и факелов.
На традиционную архитектуру в Иране постоянно влияют климатические факторы. Солнечный свет можно считать наиболее влиятельным климатическим фактором, влияющим на текстуру города и формирование традиционных зданий. В связи с протяженностью и интенсивностью солнечной радиации в четырех сезонах Ирана, они создали здания так, чтобы управлять естественным светом. Так, мы можем видеть несколько элементов в иранской архитектуре, созданных для максимального использования света. Это способы, которые забыты сегодня из-за развития технологий и опоры на них. В иранской архитектуре обеспечение благоприятных условий для наблюдения и испытания разнообразия естественного света и подчеркивание этого разнообразия с помощью элементов архитектуры, количества света, способов его использования, предотвращения мешающего излучения и освещения различных мест всегда было в центре внимания архитекторов.
Широкое применение света, будь то физическое или духовное, мудро использовалось в иранской традиционной архитектуре. Результаты исследований показывают, что каждый район в соответствии со своими условиями применял определенный метод, чтобы использовать естественный свет и самые сложные методы были применены в теплом и сухом климате.
В прошлом большая часть жилых домов и прочих строений в пустынных, т.е. жарких и сухих районах Ирана проектировались с максимальным использованием солнечного света. Часть дома, которую использовали преимущественно зимой, располагалась на северной стороне внутреннего дома и получала максимальную дозу солнечного света и тепла. Эту часть называли "зимним жильем". Аналогично, во избежание чрезмерного перегрева помещений использовались и другие модели. К примеру, большая часть помещений находилась на южной стороне двора и получала наименьшую дозу тепла и, как следствие, была относительно прохладной. Также для уменьшения и рассеивания солнечного освещения применялись вертикальные и горизонтальные навесы (балдахины), решетчатые окна и цветные стекла. Этими и другими методами иранские архитекторы контролировали количество света, проникавшего внутрь помещений в холодный и жаркий сезоны.
Элементы, представлены в иранской архитектуре в качестве световой шахты, имеют разные названия. Дыра, форточка, окно, решетка и щель (в стене) - это некоторые из названий отверстий в разных исторических районах и периодах. Но такие элементы, как портик, занавес и навес контролировали свет и регулировали его для проникновения в интерьер.
Важнейшей отраслью искусства в Иране в период #Сефевидов была религиозная архитектура, которая испытала влияние архитектурных принципов предыдущих эпох. В исфаханском стиле использовались принципы сооружения крупных зданий с центральным двором и четырьмя эйванами (террасами) по сторонам. В этом архитектурном стиле основной упор делался на величину площади здания, что открывало дорогу для применения новых инициативных решений. В то же время во многих произведениях архитектуры в исфаханском стиле наблюдается повторение таких элементов, как острые арки. Архитекторы соблюдали ритмичное чередование заполненных и пустых пространств, что, помимо визуальной красоты, придавало сооружению пропорциональность и симметричность. К примеру, пустые пространства состояли из прудов, садов, открытых и плоских дворов посреди нескольких зданий.
Такая же структура использовалась в строении гробниц и дворцов. В исфаханском стиле высота потолка проектировалась таким образом, что между потолком и полом помещались большие пространства, высокие окна и внутренние украшения. Так, в дворце Али-гапу срединный этаж здания спроектирован таким образом, что при взгляде извне внушает мысль о существовании просторных внутренних помещений.
Большая площадь сооружений позволяла применить и другие архитектурные инициативы. В этих зданиях обычно зрителя поражает великолепное освещение помещений. К примеру, архитектура мечети Шейха Лутфуллы в #Исфахане сглаживает неприятные противоречия в освещении и создает успокаивающую, духовную атмосферу. Косой вступительный коридор мечети с его низким потолком ведет в молельню Шейха Лутфуллы, которая считается одной из крупнейших купольных молелен в Иране. В мечети Шейха Лутфуллы центральная часть купола изнутри освещается подобно лучам солнца и создает картину распадающихся в разные стороны солнечных потоков. Известный востоковед Артур Поуп по поводу этого великолепного купола сказал, что "он символизирует собой величие ночного неба".
В числе главных особенностей исфаханского стиля – создание небольших окон, нургиров, над входной дверью для внутреннего освещения и проветривания внутренних помещений. Эти нургиры изготавливались из древесины, иногда гипса или глины, с использованием небольших кусков стекла и различных геометрических узоров. Прекрасный образец этого можно наблюдать в Доме Ардебили и церквях Джульфа и Ванк в Исфахане, где на цветном стекле нанесены великолепные рисунки рыб, растений, цветов и птиц. Другая форма таких структурных окошек называлась "ороси". Это было решетчатое окно, которое открывалось не вбок, а вверх. Ороси как правило имели деревянные рамки. Образцы таких окошек можно наблюдать в домах в Исфахане, #Кашане и Йезде.
В конце следует добавить, что понятие "свет" расширялось на протяжении веков и подарило иранской архитектуре новое качество, оказывая влияние на форму архитектуры своей элегантностью и духовностью. Иранский архитектор с идеологическим и прикладным подходом к свету смог создать особый вид эстетики. Сайед Хади Мирмиран, иранский архитектор и дизайнер в книге "Роль света в архитектуре исфаханского стиля", пишет: "Свет не то, что влияет на этот стиль, а что-то, скрепленное с его сущностью. Свет в этом стиле не имеет только функциональной задачи, его эффект даже не ограничивается созданием красоты, а создает суть архитектуры в исфаханском стиле и присутствует там, где материя трансформируется в свет в этом стиле".