Трудно найти вторую такую личность, как Шах-Аббас I. Он был поистине величайшим правителем династии Сефевидов (1501-1736) и оставил после себя поразительное культурное наследие, которое по сей день восхищает жителей Ирана и многочисленных путешественников. Шах-Аббас I властвовал в Персии в XVII веке, в то время когда страна переживала настоящее культурное перерождение. И в этой статье мы рассмотрим огромное архитектурное наследие, которое появилось за годы прославленного и в то же время сурового правления шаха.

Изображение шаха Аббаса I на ковре / instagram.com 

Со времен революции 1979-го года, страна, когда-то вызывающая как страх, так и восхищение в Европе, стала изолированной практически от всего мира, а жители столкнулись с недопониманием и стереотипами. Все это стало причиной долгих лет пренебрежительного отношения к необыкновенной и интригующей архитектуре Ирана. XVII век был одним из величайших периодов за всю историю Ирана, и поэтому, изучив наследие, которое подарил стране Шах-Аббас I, можно понять политическую, экономическую и религиозную роль Персии в масштабах мировой истории.

Гравюра с изображением Шаха Аббаса I / wikipedia.org

Будущий правитель Персии родился в 1571 году, когда страна страдала от нашествий Османской империи. Шах-Аббас I был настоящим знатоком военного дела, который спас Персию от краха, создал процветающие города, активно приглашал христиан в свою страну и начал торговлю с Европой, продемонстрировав толерантность и искусность ведения дипломатии. Но в то же время он настолько боялся потерять трон, что даже страдал от паранойи, из-за чего убил одного из своих сыновей и ослепил остальных.

После кончины старшего брата Аббас в 1588 году вступил на трон, и за последующий 41 год стал настоящим приверженцем персидской культуры и цивилизации. Новый шах не только укреплял военную и экономическую составляющую страны, но и не забывал об идеологии и искусстве.

Вид на Исфахан / instagram.com 

В 1598 году Шах-Аббас перенес столицу из Казвина в Исфахан, что стало главным событием в его правлении. Исфахан — шумный гигант, хранящий многочисленные парки, сады, базары, потрясающий музей археологических сокровищ и другие достопримечательности, которые не оставят равнодушными даже самых искушенных путешественников. В 1937 году Роберт Байрон в своей книге «Дорога в Оксиану» описал Исфахан как «город, который, как и Афины или Рим, заставляют посмотреть на человечество совершенно по-иному». Увидев исторический центр Исфахана, тяжело поспорить с известным персидским выражением XVI века — «Esfahan nesf-e jahan» (Исфахан — это половина мира).

Площадь Накш-е Джахан, Исфахан / instagram.com 

Величавая и роскошная, расположилась в центре города знаменитая площадь Накш-е Джахан, что переводится как «картина мира», когда-то символический центр Сефевидской империи. Это место стало своеобразным заявлением шаха о своей мощи и утверждении централизованного правительства. Накш-е Джахан числится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одной из крупнейших площадей в мире.

Площадь Накш-е Джахан в середине XIX века, Исфахан. Рисунок французского художника Паскаля Коста / wikipedia.org

Во времена правления Аббаса так называемая Королевская площадь была центром развлечений. Здесь продавали всевозможные товары, рассказывали последние новости, играли в поло и даже проводили казни. Площадь стала играть главную роль в быстро развивающейся мировой экономике, что превратило город в космополитичный центр с огромным культурным влиянием. На этом широком пространстве расположились базар и возвышающиеся мечети с дворцами, которые наблюдают за жителями вот уже многие века.

Мечеть шаха, Исфахан в середине XIX века. Рисунок французского художника Паскаля Коста / wikipedia.org

Мечеть Имама, покрытая сверкающей плиткой из бирюзы, расположена на южной стороне площади и все еще служит прекрасным образцом архитектуры эпохи правления династии Сефевидов. Разноцветная и испещренная сложными узорами, эта мечеть — самый крупный проект шаха, и строительство ее завершилось всего за год до смерти Шаха-Аббасса в 1629 году. Как и сейчас, в те времена Мечеть шаха считалась истинным чудом Ближнего Востока, и сегодня она также входит в список ЮНЕСКО.

Мечеть шаха, Исфахан / instagram.com 

Вход (или pishtaq) в здание украшен надписью, выполненной известным каллиграфом и членом шахского двора Резой Аббаси, чьи работы послужили богатой основой для создания более поздних шедевров. Традиция строить мечети с четырьмя айванами (сводчатое помещение, с трех сторон обнесенное стеной) появилась задолго до Шаха-Аббаса I и стала отличительной чертой эпохи правления династии Сефевидов и Персии в целом.

Вход в мечеть шаха / instagram.com

Оказавшись на площади, просто невозможно пройти мимо большого базара; со своей более чем тысячелетней историей он считается одним из древнейших в Иране. Вход на рынок (портал Кейсарие) находится в северо-восточной части площади. Он украшен разноцветной мозаикой, на создание которой ушли месяцы кропотливой работы мастеров. Входные ворота отделаны фресками Резы Аббаси, на которых изображены различные виды спорта, развлечения, а также сцены сражений шаха с узбекскими воинами.

Вход на базар Исфахана / wikipedia.org

Сплетение узких тропинок, усеянных торговыми лавками и караван-сараями, создают целую гамму впечатлений. Весь базар пропитан ароматами свечей ручной работы, орехов и специй. Здесь можно приобрести и предметы народных промыслов, в частности персидские ковры, которые обрели особую популярность после правления Шаха-Аббаса. 

Шаха-Аббас I Великий / instagram.com 

Для того чтобы путешествие в бывшую столицу Персии было по-настоящему полноценным, необходимо посетить район Джульфу, чья история уходит корнями в те времена, когда Шах-Аббас переселял тысячи армян в специально построенные для них городки. Шах толерантно относился к армянам. Многие из них были искусными художниками, ремесленниками и торговцами шелковых изделий. Армяне свободно могли исповедовать христианство, и сегодня в современной Джульфе находится множество армянских церквей. Кроме того, в этом районе расположено кладбище христианской коммуны, которая живёт здесь и по сей день. 

Интерьер Собора Святого Христа Всеспасителя (Ванкский собор) в армянском квартале Исфахана / wikipedia.org

И наконец, мы прибываем в Мешхед, город, который находится недалеко от границы с Афганистаном и Туркменистаном. Здесь построен мавзолей Имама Резы — одно из важнейших мест для паломничества. Мавзолей стал более значимым после того, как Аббас босыми ногами пришёл в святыню из Исфахана. 

Мавзолей Имама Резы в Мешхеде / instagram.com

В Мешхеде широко развита инфраструктура, в первую очередь для того, чтобы справляться с постоянным наплывом паломников. Город начал поспешно расширяться после революции 1979-го года, когда здесь стали появляться новые заводы, фабрики и предприятия. Мешхед — это лишь один пример растущих современных городов, которые стараются следовать последним мировым тенденциям и в то же время сохранять свои древние корни. История правления Шаха-Аббаса характеризует одну из важнейших империй на Ближнем Востоке за последнее тысячелетие, сокровища и самобытность которой жители стараются сохранять и сегодня.

The Culture Trip​

 

Читайте также:

Самые красивые мечети Ирана

Как развивалась персидская миниатюра​