Легендарный оружейник Асадулла Исфахани и его тайны
Во многих музеях мира хранятся клинки, помеченные клеймом легендарного персидского оружейника Асадуллы Исфахани. Их отличительная черта – несравненное качество. Но существовал ли такой мастер на самом деле?
В начале XVII в. в Персии появился тип клинка, известный как шамшир, который вытеснил более ранние формы аналогичного оружия. Вскоре он получил широкое распространение не только на родине, но и по всему Ближнему Востоку, Азии и Восточной Европе, сохраняя популярность и в XX в. Слава шамшира связана с именем легендарного кузнеца Асадуллы Исфахани, который был так же широко известен в исламском мире, как ювелир и скульптор Бенвенуто Челлини в Западной Европе. Сохранившие образцы клинков, имеющих клеймо Асадуллы, оправдывают эту славу: практически все они выкованы из высококачественной дамасской стали и встречаются в таких разных регионах, как Польша и Бухара. Но не может не вызывать подозрений один весьма любопытный факт: такое клеймо встречается на оружии от XV до XIX века. Кроме того, только в западных коллекциях хранятся около пятисот шамширов, помеченных как работа легендарного кузнеца, тогда как, по общему мнению, на протяжении всей жизни он мог изготовить не более трехсот. Специалист по исламскому искусству Лео Ари Майер отмечает: «Асадулла Исфахани, по общему мнению Востока и Запада, лучший из всех персидских оружейников и, без сомнения, самый известный из них. Но также несомненно, что он является самым неуловимым и таинственным. Насколько мне известно, ни один источник не упоминает о нем как о живом человеке, неизвестно никаких подробностей о его жизни и деятельности».
Выдвигаются разные версии, откуда же появилось такое количество шамширов, имеющих клеймо легендарного кузнеца
Согласно первому предположению, кузнец Асадулла был исторической личностью. Он жил в Исфахане во времена шаха Аббаса (1587-1628). Приводится даже предание, что турецкий султан прислал шаху Аббасу шлем, предложил определенную сумму денег тому, кто сможет разрубить его мечом. Никому не удавалось сделать это, пока некий мастер Асад не изготовил меч, который разрубил шлем. Исходя из этого, исследователи выделяют три категории оружия, на которых стоит клеймо исфаханского кузнеца. Во-первых, по их мнению, небольшое количество исключительных клинков действительно являются работами Асадуллы Исфахани, хотя ни в одном источнике не приводится критериев того, как определить это. Во-вторых, в течение столетий после смерти оружейника многие мастера подражали его работам и ставили его клеймо как показатель высокого качества. Наконец, третью группу составляют откровенные подделки.
Версию о том, что Асадулла реально существовал, в какой-то степени подкрепляет и обычай шамширсазов (кузнецов, изготавливающих шамширы) собираться раз в год у могилы Асада в Сихане близ Исфахана. Эта практика была актуальна до конца Второй мировой войны.
Вместе с этим, существует и версия, что такого человека, как Асадулла из Исфахана, никогда и не было. Придерживающиеся данной точки зрения исследователи делают акцент на том факте, что ни в одном историческом документе нет упоминания такого лица: среди знаменитых ремесленников при дворе шаха Аббаса имя Ассадуллы-оружейника не приводится. Легенды о кузнеце ученые относят к XVIII-XIX вв. А клеймо «Асадулла Исфахани» по их мнению – это просто бренд, обозначающий происхождение клинка, его «марку», или же знак высокого качества оружия. Кроме того, исследователи обращают внимание на то, что именем Асадуллах (Лев Аллаха) шииты называют Али ибн Абу Талиба. Существует достаточно примеров оружия, изготовленного как шиитскими, так и суннитскими мастерами, которые содержат фразы, прославляющие четвертого халифа. Одна из таких фраз могла быть в какой-то момент принята за имя мастера, положив начало громкой легенде.