Саркофаг Абдалонима

После битвы при Иссе в 333 г. до н.э. Александр Македонский назначил некоего Абдалонима царем Сидона. Вскоре после своего назначения Абдалоним построил саркофаг. На его поверхности изображены батальные сцены, случившиеся в ходе битвы при Иссе, а также сцены охоты. Первоначально саркофаг был раскрашен, но краски выцвели к 1887 г., когда саркофаг был обнаружен археологами. Фотоснимки саркофага и цветные акварели были доставлены в Стамбул, где послужили основанием для цветной публикации, сделанной в 1912 г. в Берлине Альбертом Фришем. Однако со временем краски саркофага разрушились в еще большей степени. Поэтому первая публикация, сделанная в 1892 г. хотя и имеет худшее качество, не менее важна. Уже в 1968 г. сделали несколько цветных снимков саркофага, которые добавили к известным новые детали. Наконец, в 1970 г. саркофаг сняли в ультрафиолетовом цвете. Публиковались и рисунки, сделанные по фотографиям. Кроме выцветания красок ситуацию усугубляет то обстоятельство, что отделка поясных ремней, украшения и оружие персов, а также уздечки и поводья коней сделаны из золота, серебра и бронзы. Эти детали были расхищены грабителями.

Конный воин из Хорезма, терракотовая фляжка из гробницы в Кой-Крыглан-Кала на берегу Амударьи. Гробница датирована концом IV в. до н.э. Очевидно, это один из первых примеров тяжелого двуручного копья катафракта, известного под названием контос. В остальном воин довольно легко экипирован, его дополнительное оружие состоит из кинжала, заткнутого за пояс. После поражения при Иссе наметилась тенденция к удлинению копий у конницы. Катафракты – предшественники средневековых рыцарей – появились после того, как воины в тяжелых доспехах вместо обычного копья стали использовать длинный контос.

Мозаика Александра

Второй важный момент – мозаика Александра из Помпей. Эта мозаика представляет собой точную римскую копию с греческого оригинала. Многие старинные изображения, показывающие Александра в бою, упоминаются в античной литературе, в том числе эта мозаика. Очевидно, оригинал был изготовлен по приказу одного из наследников Александра. Центральная фигура мозаики, разумеется, сам Александр Македонский. Рядом с ним изображен командир пешего отряда. Очевидно, это командир гиспаспистов, будущий царь Лисимах. Аппиан сообщает, что Лисимах сражался рядом с Александором, когда Александр, неосторожно размахнувшись копьем, ударил пяткой копья Лисимаха в голову и рассадил ему лоб. Так как перевязочных средств под рукой не оказалось, рану пришлось стянуть царской короной. Эта мозаика сделана спустя тридцать лет после изображаемых событий, поэтому может быть менее точной, по сравнению с саркофагом.
Основные цвета мозаики пурпурный и зеленый. Остальные цвета наложены поверх основных и в большинстве своем выцвели. Тем не менее, следы оригинальных пигментов можно восстановить. Такие попытки предприняты, получены весьма неплохие результаты. Некоторые детали оригинала утеряны из-за того, что фрагменты мозаики слишком крупные. Кроме того, мозаика повреждена корнями росшего рядом дерева, а также пострадала во время землетрясения. Смещенные участки не все можно вернуть на место. Все эти проблемы приходится учитывать при интерпретации мозаики.

Пурпур и шафран

У читателя может возникнуть сомнение относительно того, действительно ли одежда персов имела столь насыщенный пурпурный цвет, как это показано на иллюстрациях. Настоящий морской пурпур добывают из моллюсков. В античные времена это был очень дорогой краситель, поэтому ценились даже его более дешевые заменители. Поэтому персидские цари собирали запасы пурпурной одежды с тем, чтобы награждать ею своих подданных за особые отличия, демонстрируя тем самым свою щедрость и величие. Плутарх сообщает, что Александр захватил в царской казне в Суса 5000 талантов пурпура, который все еще сохранял свой цвет, несмотря на то, что хранился на протяжении 190 лет. Талант весил более 20 кг. Александр оказался более расточительным правителем. Он гораздо активнее дарил пурпурную одежду своим сторонникам. Вскоре он обратился к городам Ионии, в первую очередь к Хиосу, с просьбой дополнительных поставок пупура, так как он хотел нарядить в пурпур всех своих сторонников. Афинский комедиант Менандр, фрагмент пьесы которого сохранился в цитате Афинея, описывает наемника, хвалящегося своими трофеями, в том числе золотом, захваченным в киликийской Кинде в 318 г. до н.э., а также персидскими пурпурными плащами.
Вторым по ценности после пурпура красителем был шафран. Шафран добывают из трех ржаво-красных пестиков цветка крокуса. Заготовленное вручную сырье аккуратно сушат, в результате от продукта остается одна пятая от исходной массы. Правильно высушенный шафран не теряет своих свойств на протяжении ста лет. Хотя оценки разнятся, считается, что для получения одного килограмма сухого шафрана следует обобрать 20 000 цветков. За час работы опытная сборщица добывает 60 граммов пестиков. Таким образом, вторым по популярности цветом одежды элиты после пурпурного был желтый. Крокус в диком виде растет в Иране, кроме того, его возделывали в прошлом в некоторых иранских провинциях, в том числе в Мидии.

Перс на двугорбом верблюде, афинская ваза, 440 г. до н.э. Как правило, верблюдов предпочитали мулам и другим вьючным животным за их выносливость и способность есть то, что большинство животных есть не могло. Плиний сообщает, что восточные народы делали хорошие тетивы для лука из верблюжьих семенников.