Художественный и культурный вклад Ирана в историю затмевается его современной политической изоляцией, пишет Курош Зиябари.

Большая часть того, что сообщают мировые СМИ об Иране в наши дни, вращается вокруг его ядерной программы, его участия в опосредованных конфликтах на Ближнем Востоке и других тем.

Однако менее известно то, что Иран имеет одно из самых великолепных художественных наследий в мировой истории, отражающего 5000-летнюю культурную традицию, о которой многие просто не знают, поскольку художественный и культурный вклад нации затмевается ее политической изоляцией.

Лондонский Музей Виктории и Альберта, который позиционирует себя как ведущий музей искусства в мире, объявил, что в феврале следующего года проведет крупнейшую в Великобритании выставку иранского искусства, дизайна и культуры почти за столетие. На выставке будет представлено около 300 исторических предметов, включая иллюминированные рукописи, ковры, керамику и изделия из металла.

V&A обладает поразительной коллекцией иранского искусства. Коллекция включает в себя раритетный ковер из Ардебиля, считающийся самым старым в мире, орнаментированную плитку начала 19 века, картины иранских художников, датируемые 1644 годом, старинные сосуды и сосуды, древние карты, подсвечники и зеркала 12 века и ювелирные изделия.

Ковер “Ардебиль” в Музее Виктории и Альберта в Лондоне

Художественные произведения из Ирана широко почитаются на Западе. The Guardian сообщила в 2018 году, что иранские произведения искусства составили половину дохода, полученного на ближневосточном аукционе Sotheby’s в 2017 году.

Университеты, кинотеатры, культурные институты и театры по всему миру регулярно проводят недели иранского кино и публичные показы отмеченных наградами иранских фильмов; иранские художники, скульпторы, каллиграфы и фотографы часто проводят выставки за рубежом.

В качестве примера можно привести лондонскую галерею CAMA, открытую в 2018 году и посвященную иранскому искусству. CAMA демонстрирует творения Парвиза Танаволи, знаменитого иранского художника и скульптора, чьи работы принесли около 6,7 миллиона долларов США на международных аукционах, заработав ему репутацию самого дорогого из ныне живущих иранских художников, и Сохраба Сепехри, покойного иранского художника и поэта, считающегося одним из пяти главных столпов современной персидской поэзии.

Парвиз Танаволи, знаменитый иранский художник

Иранский арт-рынок

В середине 2000-х годов иранская современная художественная сцена начала процветать на мировом рынке. В 2008 году иранский художник Фархад Мошири стал первым ближневосточным художником, картины которого были проданы на аукционе за более чем 1 миллион долларов. Одна из его работ, получившая название “Золотой кувшин”, была оценена в $ 80 000-120 000.

ArtTactic, компания по исследованию арт-рынка, установила, что иранские художники заработали около 22 миллионов долларов на международном арт-рынке в 2017 году..

Иранские художники пользуются значительным спросом и на внутреннем рынке. На 10-м Тегеранском аукционе в 2019 г. работа покойной иранской художницы Монир Фарманфармаян, зеркальная мозаика размером 90 на 180 сантиметров, была продана за ошеломляющие 952 381 долларов. Каллиграфическая работа ведущего иранского художника Хосейна Зендеруди была продана за 845 000 долларов. С 2012 года Тегеранский аукцион проводится не реже одного раза в год, и его покупателями являются в основном состоятельные жители богатых северных районов Тегерана.

Иранское искусство и культура, однако, пострадали от американских санкций. Искусство классифицируется как “информационный материал” и как таковое освобождается от санкций. Тем не менее, иранское искусство было затронуто санкциями, включая невозможность осуществления денежных операций через иранские банки и перевода денег с иностранных банковских счетов. Вкупе с беспрецедентным падением стоимости иранской валюты, риала, по отношению к доллару США, иранские галеристы, кураторы и арт-дилеры стали отказываться от посещения международных выставок.

Зеркальная мозаика Монир Фарманфармаян

Кейван Шовир, молодой граффитист из Сан-Франциско, является одним из нескольких перспективных иранских художников, живущих за пределами страны и работающих над тем, чтобы изменить то, как воспринимается их родная страна. Шовир получил степень магистра изобразительных искусств в Калифорнийском колледже искусств.

“Я думаю, что крайне важно демонстрировать произведения иранского искусства, потому что в новостях показывают негативный образ Ирана. Иранское искусство оказывает значительное влияние на западное искусство, начиная от абстрактного искусства и заканчивая математикой и философией; однако в результате негативного представления Ирана мы никогда не исследуем эти темы”, – сказал Шовир.

“Те, кто ведет антииранскую пропаганду, не хотят показывать общественности историю и культуру Ирана. Они не хотят, чтобы люди знали о персидской поэзии, о Хафизе и Газали. Иранофобия всегда была в средствах массовой информации и голливудских фильмах с 1980-х годов”, – добавил он.

Кейван Шовир, молодой граффитист из Сан-Франциско

 

В 2019 году в Торонто прошел фестиваль “Тирган”, в котором приняли участие 200 художников и ученых. По словам организаторов мероприятия, более 160 000 человек, в основном из Канады и США, посетили фестиваль и насладились разными направлениями иранского искусства – танцами, театром, музыкой, кухней и др.

В том же году галерея Артура М. Саклера провела фотовыставку в Вашингтоне под названием “Мой Иран: шесть женщин-фотографов”, которая была направлена на то, чтобы бросить вызов распространенным стереотипам об иранских женщинах и их положении в обществе. Среди этих фотографов были Невша Таваколиян, Гоухар Дашти, Шади Гадириян, Хенгаме Голестан, Малеке Наини и Митра Тебризиян.

Работа Невши Таваколян, представленная на фотовыставке “Мой Иран шесть женщин-фотографов” в галерее Артура М. Саклера

Мехрдад Нараги, отмеченный наградами иранский фотограф, живущий в Нью-Йорке, считает, что иранские произведения искусства имеют большой потенциал для того, чтобы стать центральным элементом для освещения в мировых СМИ.

“Иранское искусство уходит корнями в глубокую, богатую историю, и некоторые современные иранские произведения искусства добиваются международного признания. Заставляющие задуматься экспонаты, подобные тем, которые представлены в Музее Виктории и Альберта, подчеркивают то, что каждый художник должен иметь свободу выражения, не попадая ни под какие ограничения”, – сказал он.

Необходимо поощрять отсутствующие дебаты о культуре и искусстве Ирана и о том, как они способствуют улучшению отношений между иранским народом и международным сообществом.

Исламосфера

Курош Зиябари – иранский журналист, лауреат премии Чивнинга от британского Форин-офис.

https://vk.com/@islamosfera-iranskoe-iskusstvo-razrushaet-negativnyi-obraz-irana-na-zapa