3000 лет назад, на юге Каспийского озера, на территории современного Ирана мастера производили особый тип керамики. Небольшая инсталляция в галерее Саклера (Sackler Gallery) в Вашингтоне (США) позволяет увидеть необычайную красоту древней иранской керамики. Она отмечает мастерство иранских керамистов и высокое качество созданных ими работ.

История персидской керамики

Изготовление керамики на территории Иранского нагорья восходит к раннему неолиту (7 тыс. до н.э.). Эта была необработанная, неглазурованная керамика. Позже керамику начали делать из глиняной посуды с нанесением ангоба (тонкий слой сырой белой или цветной глины, который наносят на поверхность керамического изделия до его обжига – прим.Исламосфера). Она покрывалась прозрачной свинцовой глазурью, а цвет добавлялся с помощью оксида. Персидская керамика с течением времени приобрела более причудливые стили и техники.

В 7 веке арабы завоевали Персию, а также Сирию, Палестину и Месопотамию. Следующей была завоевана большая часть Северной Африки, включая Египет.

В 8 веке, с присоединением Иберийского полуострова Аравийский халифат превратился в одно из могущественнейших государств. Это подготовило почву для последующего развития персидского искусства на основе римских, греческих, египетских и центральноазиатских идей. Смешение этих идей из многих регионов можно было увидеть в производстве керамической продукции. Испытав влияние техник, распространенных на присоединенных территориях, персидские мастера разработали новые формы и стили и создали изящные изделия, которые стали характерными для персидской керамики. Поскольку изысканная посуда предназначалась для украшения домов знати или экспорта, производство керамики получило широкую поддержку.

В течение 9 века во время правления Аббасидов происходило дальнейшее усложнение и усовершенствование стилей и техник. К этому периоду относится использование синего кобальта и других оксидов металлов, таких как медь. Керамисты в этот период также экспериментировали с техникой скольжения, с помощью которой разрабатывали замысловатые декоры. Такие цвета как фиолетовый марганец, красный помидор, оливковый, желтый и коричневый наносились на поверхность, и затем покрывались прозрачной глазурью, создавая глянцевый и гладкий эффект. В 11 веке под влиянием китайской фарфоровой посуды в производстве керамики произошли драматические изменения. Некоторое время керамисты пытались копировать китайскую фарфоровую продукцию, но потерпели неудачу из-за отсутствия каолина, тонкой глины, используемой в производстве фарфора. Однако после знакомства с фриттовым фарфором мастера керамики научились изготовлять такую гладкую поверхность, какую хотели. Это новое глиняное основание состояло из белой глины, стеклянной крошки и кварца. Его мягкая консистенция способствовала использованию новых техник, таких как гравировка, перфорация, формовка.

К 12 веку персидские керамические стили заслужили всеобщее признание и установили стандарты для дальнейших нововведений. Монгольские завоевания 13 века привели к тому, что производство керамических изделий на время прекратилось. По названию династии керамика этого периода называется ильханидской. В 14 веке после завоеваний Тимура происходит возрождение искусства керамики, и возникают новые центры керамического производства. Одним из главных центров стал Кирман. Контроль над Иберийским полуостровом и падение Гранады в 1492 году добавили полихромную керамику в красочный спектр персидских керамических стилей.

На протяжении столетий персидские керамисты отвечали на запросы и изменения, вызываемые политическими кризисами через принятие и совершенствование новых форм и смешение их со своей культурной традицией. Подобный инновационный подход пережил столетия и повлиял на многие культуры по всему миру.

Новый взгляд на древнюю иранскую керамику

Фонд Артура М. Саклера представляет “Новый взгляд на древнюю иранскую керамику” – первую крупную выставку иранской керамики за последнее десятилетие. Выставка демонстрирует 45 удивительных изделий 5000-летнего искусства керамики.

Изящная, технически сложная персидская керамика демонстрирует богатую традицию, но пока не такую известную на Западе, как доколумбовая, китайская и греческая. На выставке представлены великолепные кувшины, чаши, разнообразные фигурные сосуды. Иранские мастера украшали их не только великолепным дизайном, но и проявляли уникальное чувство юмора. Многие изделия выполнены в форме животных или раскрашены животными мотивами. В их числе дикие и домашние животные, например, элегантный олень, мощный баран и забавный козел. Некоторые изделия имели особенные функции, к примеру, посуда для косметических нужд.

Среди необычных артефактов, представленных на выставке можно назвать керамическое изделие в форме головы и шеи быка, сосуд в форме сидящего верблюда, ритон в форме головы оленя, восхитительный сосуд с двумя ножками в виде ступней и др.

Производство керамики имеет долгую историю. Самые ранние керамические изделия были найдены в горах Загрос и были созданы 10-12 тысяч лет назад. Археологические данные свидетельствуют о том, что иранское гончарное искусство возникло 8 тысяч лет назад.

Одной из главных особенностей иранских керамических и гончарных изделий является то, что для них характерен очень выразительный и красивый декор. Декор различается от региона к региону и связан с верой и культурой людей, а также с климатическими особенностями разных районов Ирана.

https://vk.com/@islamosfera-pyat-tysyacheletii-iranskoi-keramiki-tvorcheskaya-mysl-zasty