Использование боевых топоров имеет давнюю традицию в Иране. Боевой топор сагарис был оружием элитных войск Персидской империи – Бессмертных. Узкое лезвие этого оружия могло пробивать любую защиту того времени – будь то бронзовая кираса или тяжелый закрытый шлем.

Слово «табарзин» переводится с персидского языка как «седло-топор». Это связано с тем, что это оружие использовали, главным образом, кавалеристы.

Табар имел одно или два серповидных лезвия. Его отличала тонкая рукоятка, почти всегда металлическая. Большие табары имели длину более двух метров, а малые – менее метра. Такие топоры имели свои вариации, иногда совмещая в себя два вида оружия.

Например, на фото представлен индийский табар-загнал, представляющий собой комбинацию табара и загнала – боевого молота-кирки.

Табар выступал не только в качестве боевого, но и церемониального оружия. В последнем случае такие топоры могли были богато украшены золотом, серебром, драгоценными камнями, инкрустацией. Также на них наносились каллиграфические надписи.

Приседельный топор был ритуальным оружием суфийских братств, в частности, в Иране. Как известно, с первых веков ислама суфии совмещали аскетизм с военными действиями. Оружие входило в набор их личных вещей и использовалось как символическое или защитное. Во времена династии Сефевидов суфизм играл большую роль. Вооруженные кинжалами-кардами и приседельными топорами дервиши служили в кавалерии в элитных подразделениях Исмаил-шаха. Суфиев, вооруженных такими топорами, можно увидеть на миниатюрах времен Сефевидов, Тимуридов, Османской империи. Но не всегда это оружие имело боевое назначение. Иногда суфии носили его как символ борьбы со своими страстями. Бродячие дервиши собирали подаяние, держа в одной руке кашкуль (чашу для подаяний), а на плечо положив табар, который символизировал бедность.

Из персидского языка слово «табар» перешло в армянский язык как «тапар», а через скифский язык попало в славянские языки как «топор».

http://islamosfera.ru/tabar-persidskij-boevoj-topor/