Ритуалы паломничества в Кара-Келисе (Qara Kelisa church) были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО Арменией и Ираном как нематериальное наследие человечества. Эта составляющая была рассмотрена и зарегистрирована, как мировое наследие на 15-м заседании Всемирного комитета по охране нематериального наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).


15-е заседание Всемирного комитета по охране нематериального наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) состоялось 14-19 декабря 2020 года в онлайн формате из-за вспышки коронавируса, под председательством Джамайки. На этом заседании с согласия жюри были внесены в список мирового наследия, как 16-ое нематериальное наследие Ирана ритуалы паломничества в монастыре Святого Фаддея  или Кара-Келиса в Исламской Республике Иран в общем файле с Арменией. Ранее, в 2008 году, на 32-м заседании Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Канаде был представлен и утвержден файл объекта "Армянские монастыри в Иране". В этот зарегистрированный объект входят три главные церкви: Кара-Келиса или Святого Фаддея, Святого Стефана и Дзордзор и еще несколько прилегающих зданий, деревень и кладбище.
Эта хорошая новость была опубликована в последние дни 2020 года, накануне годовщины Дня рождения Иисуса Христа (мир ему и благословение), и обрадовала христиан, а также активистов культурного наследия. Мы поздравляем с этими благословенными днями и Рождеством Христова (мир ему и благословение), и в этой статье мы познакомим вас с этой церковью и ее ритуалами паломничества.

Иран назвали "перекрёстком" религий и народностей. Редко встречаются религии, чьи следы не сохранились бы на этой обширной территории. В дополнение к Зороастру, персидскому пророку-монотеисту, все авраамические религии, включая иудаизм, христианство и ислам, нашли ревностных последователей в Иране.
Естественно, от давнего присутствия основных мировых религий в Иране остались памятники, которые свидетельствуют о мирном сосуществовании религий и являются частью культурного человеческого наследия. Две церкви Святого Степана и Святого Тадеоса или Кара-Келиса, как с точки зрения истории христианства, так и с точки зрения искусства и архитектуры важнее других церквей Ирана и являются одними из самых важных туристических достопримечательностей вблизи Тебриза. Кара-Келиса на равнине Чалдоран, на северо-западе Ирана – одно из первых христианских паломнических мест в Иране. Церковь с черными камнями названа в честь апостола Фаддея, но у армян известна как монастырь Святого Фаддея. Название связано с первым пришествием христианства в Иран. Фаддей был одним из апостолов, который сыграл значительную роль в распространении христианства в этой части мира в сороковые годы. Именно в результате его религиозной деятельности армянский царь Санатрук и его дочь Сандохт обратились в христианство вместе со многими другими, но царь раскаялся и приказал убить Фаддея и большое количество верующих (около 3500 человек). Позже, во время правления Тирдада, христианство снова было признано во дворе и стало официальной религией Армении.


Фаддей был убит в 66 году н.э. и похоронен в том же месте в иранском Азербайджане, где находится Кара-Келиса. Поэтому это место имеет большое духовное значение для местных христиан, особенно для армян.

Армяне приезжают сюда на службу уже более 19 столетий. В последнюю неделю июля они сначала приезжают в Тебриз, откуда отправляются в паломничество в Кара-Келисе. После этого, с 23 по 25 июля, все собираются в монастыре, чтобы разбить лагеря возле него на несколько дней. Некоторые люди и семьи, приехавшие издалека, иногда остаются до пяти дней. Они совершают особые ритуалы: делают обход, молятся, постятся и совершают паломничество в этом монастыре. Ритуалы крещения детей и подростков, а также Вечеря Господня являются кульминацией этой церемонии. В этот период, помимо церемонии паломничества, проводятся и другие мероприятия, например, приготовление и подача армянской еды и исполнение армянской музыки. Этот форум является крупнейшим культурным и социальным событием в этой части мира.
Поскольку в этот период армяне живут рядом друг с другом, между ними усиливается чувство сопереживания и близости. На третье утро главная церемония начинается после звона церковного колокола, и епископ халифата северо-западного Ирана отслуживает Святую Литургию. В проведении Литургии ему помогают священнослужители из церквей города Урмия, Еревана, Исфахана и Тегерана. После благословения воды и хлеба епископ Тебризского халифата несет символическую руку Фаддея в толпе, и некоторые паломники целуют ее в знак принятия их молитвы, а затем епископ вместе с паломниками подходит к могиле Фаддея  с символической рукой и молится об упокоении его души.
В этой церемонии принимают участие и армяне из других стран мира, в том числе из Армении, Сирии, Ливана, Нидерландов, Франции, Австрии, Германии и Канады. Паломники совершают такие ритуалы, как молитва перед Господом и крещение детей. Паломники церкви Святого Тадеоса совершают особые ритуалы, в том числе они зажигают свечи, молятся и приносят в жертву овец, и просят у Господа прощения и милости.

Церковь Святого Фаддея имеет два взаимосвязанных здания: одно черного цвета, а другое - белого цвета, одному – 700 лет, а другому – 200 лет. Старая часть церкви относится к эпохе монгольских Ильханидов, т.е. XIV в. В начале XIV века церковь Святого Фаддея была разрушена сильным землетрясением. Старший монах церкви, архиепископ Закария  восстановил церковь. То, что он построил, составляет главную часть церкви и включает алтарь.
Западная часть церкви, покрытая белыми камнями, была построена 500 лет спустя, с политическими мотивами. Когда в начале XIX в. царь России совершил походы на иранскую территорию под предлогом поддержки кавказских христиан, Каджарское правительство, опасаясь сочувствия армян к русским, которые также были христианами, изо всех сил попыталось покорить их сердца. Аббас-Мирза, принц, сын Фетхали-шаха и командующий войск Ирана расширил церковь Фаддея с запада, добавил к нему здание с белыми камнями и красивым петроглифом, и заложил фундамент башни.
На  арке этой части церкви написаны двустишия, чтобы не забылись заслуги Аббас-Мирзы армянам:
جز دل ویران من کو قابل تعمیر نیست
هر خرابی را که دیدی در جهان آباد گشت
گفت این مصرع  پی تاریخ  تعمیرش نوا
وانک طاطاوس باز از داد شه آباد گشت
Кроме разбитого сердца моего, которое не подлежит ремонту,
Все руины, которые вы видите в этом мире, все были восстановлены
Сочинил Нава это полустишие после реставрации,
что Сурб-Тадеос-Ванк восстановлена благодаря царю

Чёрная часть Кара-Келиса имеет меньше украшений. На самом деле, во время восстановления со стороны епископа Закария, с помощью белых камней создали симметрические узоры на арке купола старой или черной церкви. Таким образом, украшения белой части создают контраст с украшениями черной части, чтобы сотворить шедевр в области украшения исторического памятника Кара-Келиса.
Эти украшения очень изысканные и уникальные, поскольку их камни известковые и легко поддающиеся обработке режущим инструментом в форме рельефа.
В этой церкви видны многочисленные орнаменты, фигуры апостолов и даже образы его светлости Иисуса Христа (мир ему) и ее светлости Марии. Интересно, что в этих украшениях можно увидеть иллюстрированные рассказы из Шахнаме.  
Во времена советской власти в Армении, армянам было запрещено паломничество в церковь Святого Тадеоса. После распада Советского Союза и образования независимой республики Армения, армяне из этой страны ежегодно прибывают в Иран для посещения церкви.

На протяжении своей истории Кара-Келиса неоднократно подвергалась нашествию чужеземцев и серьезно страдала от стихийных бедствий, но каждый раз была восстановлена благотворителями и правительствами. Одной из характеристик, которую ЮНЕСКО назвала причиной занесения монастыря Кара-Келиса в список мирового наследия, заключалась в том, что она представляет собой обмен человеческими ценностями в течение определенного периода времени в конкретной культурной зоне и является уникальной с точки зрения высокоразвитой архитектуры и ландшафта.
Техника строительства здания монастыря Святого Тадеоса из объёмных элементов – одна из самых редких разработок изобразительного искусства. В силу архитектурных особенностей этого исторического здания, наличию оборонительных стен вокруг церкви и её главного входа, это здание также выглядит как замок. На четырех сторонах здания возвышаются пять сторожевых вышек в форме арки. В отличие от оригинальных армянских храмов, которые имеют квадратную форму, эта церковь прямоугольная. Восточная часть церкви выполнена из чёрного камня. Также на холме возле церкви находится могила дочери царя армянской принцессы Сан, Сандухт, которая была убита за веру в христианство. Во внутреннем дворе храма находится несколько надгробий и один каменный бассейн, а на фасаде здания выгравировано множество рельефов. Крыша алтаря церкви красиво отделана чёрным и белым мрамором. В интерьере церкви ниша для свечей в стене.
Чалдоран стал туристическим районом и ежегодно принимает огромное количество местных и  иностранных туристов благодаря таким историческим памятникам, как Кара-Келиса, мавзолею сейед Садреддина, министра Сефевидского шаха Исмаила и мучеников битвы при Чалдоране и т.п. Мы надеемся, что после внесения этого памятника в список мирового наследия мы станем свидетелями прибытия из разных стран всё большего и большего числа паломников в качестве культурных послов и носителей послания мира и дружбы иранцев и уважения ко всем последователям авраамических религий.