Средневековые мусульмане, как известно, оставили богатое научное и культурное наследие. В числе прочего ими были созданы несколько обсерваторий. Наиболее известная из них, пожалуй, обсерватория Улугбека. Но данная статья Исламосферы посвящена другой, еще более ранней обсерватории, которая оказала существенное влияние на развитие не только исламской, но и мировой астрономии. Речь идет об обсерватории в Мараге.

Марагинская обсерватория находится в Мараге на северо-западе Ирана в остане Восточный Азербайджан. Она была построена в 1259 году выдающимся средневековым математиком и астрономом Насир ад-Дином ат-Туси под чутким руководством монгольского правителя Хулагу, основателя династии Хулагуидов. Как знаменитая обсерватория под Самаркандом неотделима от имени выдающегося астронома Улугбека, так и слава обсерватории в Мараге неразрывно связана с именем ат-Туси.

Говорят, что ат-Туси однажды пожаловался повелителю, что астрономическим таблицам, которые он использовал, уже 250 лет, и тот повелел астроному выбрать место для постройки обсерватории, чтобы он мог составить новые таблицы. Он выбрал Марагу, которая находилась в 130 км от Тебриза.

Согласно преданию, ильхан не сразу принял просьбу ученого, так как его обеспокоила сумма предполагаемых расходов. На это ат-Туси предложил правителю ночью спустить с горы таз рядом с лагерем его войска. Грохот, созданный тазом, вызвал смятение в рядах войска. Ат-Туси заявил: «Мы знаем причину этого грохота, а войско не знает. Мы спокойны, а воины волнуются. Также если мы будем знать причины небесных явлений, то будем сохранять спокойствие на земле». Слова ат-Туси показались правителю вполне логичными, и он выделил на строительство 20 тысяч динаров.

Строительство продолжалось 7 лет. Обсерватория располагалась в нескольких зданиях. Центральное строение, которое считается главным зданием обсерватории, имело круглую форму. Его вход открывался в широкий коридор, отмечавший меридианную линию. С двух сторон коридоров располагались 6 комнат. Вокруг главного здания были найдены другие постройки. Вероятно, там располагались библиотека (в ней было более 400 тысяч рукописей), другие наблюдательные пункты и мастерские, в которых собирались астрономические приборы. В частности, самым большим инструментом обсерватории был квадрант радиусом 6,5 м. Также в стенах обсерватории в 1279 году ученым из Дамаска аль-Урди был спроектирован Небесный глобус, который сегодня хранится в Физико-математическом музее Дрездена.

Кроме того, комплекс обсерватории включал в себя здание, в котором жили приезжие ученые и студенты. Многие ученые, работавшие в обсерватории, были пленниками, которых ильхан захватил в различных военных походах. Тоже самое касается рукописей и астрономических приборов, обнаруженных в завоеванных городах, и переправленных в Марагинскую обсерваторию.

Марагинская расадхана (перс. обсерватория) представляет собой новую волну научных исследований, охвативших исламский мир в 13-м веке. Итогом деятельности марагинских астрономов во главе с ат-Туси стало составление «Ильханских таблиц» (Зидж-и Илхани). Это важный астрономический труд, в котором собраны точные астрономические таблицы. Они также содержат географические координаты более 250 городов мира и таблицы синусов и косинусов.

Деятельность обсерватории имело большое значение не только для исламской астрономии, но и для европейской. В частности, данные обсерватории использовались европейскими астрономами, совершившими астрономическую революцию 16 века. Обсерватория в Мараге первой предложила альтернативные модели птолемеевской геоцентрической модели мира. Эти модели, наряду с другими инновациями астрономов из Самарканда и Дамаска, прибыли в Европу и стали важной частью математического инструментария, позволившего Копернику создать гелиоцентрическую модель Вселенной.

Сегодня от некогда знаменитой Марагинской обсерватории остались одни руины. Они находятся в трех километрах к западу от города. Для сохранения памятника над ним возвели латунный купол. Вероятно, руины обсерватории в Мараге являются своего рода символом упадка исламских наук. Их возрождение – задача современных и будущих поколений.