Мохсен Файз Кашани родился в Кашане ученой семье, известной своей образованностью, Файз начал свое образование своего отца, Шаха Мортеза. Его отец владел богатой библиотекой, которая приносила пользу Файзу. Когда ему исполнилось двадцать, он отправился в Исфахан для дальнейшего изучения. Однако через год в Исфахан, он переехал в Шираз изучать хадисы и фик (юриспруденцию) под руководством Маджида Бахрани, одного из ведущих Шиитский ученые своего времени.

Он был плодовитым писателем в обоих Персидский и арабский, с библиографией более ста двадцати наименований. Одна из его известных работ - Мохджат-аль-Бейза который полностью переписан Ихья 'улум ад-дин (Возрождение религиозных наук), великая работа автора аль-Газали, от Шииты точка зрения. Другой его великий труд, «Айн аль-Якин», «Уверенность очевидца», представляет собой личный синтез, дополняющий его великий комментарий к Корану.

Его другие работы включают Абваб-ол-Дженан (двери рая), комментарий Сафи, комментарий Асфи, Wafi (по экспозиции Усул Кафи), Шафи, (то, что лечит), Мафати аль-Шараи (Ключи исламского права), Асрар-о-ссалат (секреты молитв), Эльм-ол ягин (определенные знания) о принципах религии, Калимат аль-Макнуна (Скрытые слова) Экспозиция на астрономия, Сафина-то-неят (корабль облегчения), экспозиция на Ас-Сахифа ас-Саджадийя, Tarjomat-ol salat (перевод молитвы) (в Персидский), Перевод Тахарат (очищение мысленно и физически), Переводы идей, «Список наук» и Диван стихов. В его произведениях около 13000 строк стихов. Он был одним из первых, кто представил революционную идею о том, что исламская молитва не обязательно должна быть на арабском языке.

Тщательное библиографическое исследование показало, что Файз написал 122 работы, в общей сложности более 550 000 строк; из них опубликовано около сорока. Он написал около 20 000 стихов персидской поэзии, в основном в суфийском стиле, и 30 произведений персидской прозы.

Философия

Архетипические образы
Один из самых известных вкладов Файза Кашани в исламскую философию - это его рассуждения об архетипических образах. В значительной степени заимствуя платоновские идеи универсалий и частностей, Файз стремится сформулировать отношения между духовным и материальным мирами и то, как их взаимодействие выполняет божественную волю. С самого начала творения Бог доверил Духам управлять материей. Однако, поскольку и духовная, и материальная субстанции обладают различными и отдельными сущностями, одной только силы духовного мира недостаточно для установления связи между духовным и материальным. Должен существовать промежуточный мир, который позволяет этому взаимодействию происходить. Архетипический мир - это духовная вселенная, но в то же время сохраняет характеристики материального мира. Он способен проявляться в пространстве и времени и поэтому может восприниматься органами чувств. В то же время он образован из чистого света, за пределами которого глаза могут интерпретировать, и поэтому он также выходит за пределы пространства и времени. В этом смысле архетипический мир не является ни полностью материальным, ни духовным. Он просто функционирует как сфера существования, в которой духовное и божественное могут взаимодействовать друг с другом.

Установив необходимость существования архетипического мира, Кашани расширяет способ взаимодействия духовного и материального миров с другими. Именно через материальный мир и определяющие его свойства позволяют духовному миру проявлять себя в нем и становиться телесным. Эту новую телесную реальность не следует истолковывать как изменение сущности. Архетипический мир просто позволяет духовному воплощаться и символизировать в материальном. Как указывает Файз, когда Гавриил появился перед Марьям, его духовная сущность была «прообразом», когда он принял тело. Совершенство духовной субстанции сохранялось, но также символизировалось его материальной формой и делало его видимым перед Марьям. Однако, как духи телесны в этом промежуточном мире, так и тело одухотворяется. Поскольку материальные и духовные свойства связаны архетипами, сама материальная субстанция отражается в духовной субстанции. Это позволяет совершенной душе после смерти перейти из физической формы в духовную. В общем, существа в мире архетипических образов представляют собой особые формы, которые отделены от материи, но эти формы по-прежнему тесно связаны с материей.

Доколе будешь все твердить о хлебе и воде ты? Да разве есть и спать - одно лишь в мире благо это? И если ныне ничего не стоишь в этом мире, В день Судный грош тебе цена - поверь словам поэта.