Некоторые из наиболее ярких примеров тысячелетней персидской живописи были созданы во времена правления династии Каджаров, которое зачастую ассоциируется с упадком и вырождением великой цивилизации. Однако именно каджарская живопись стала началом новой эпохи в истории иранской культуры, выведшим её на незнакомый ранее уровень и в значительной мере изменившим её в сравнении с предыдущей Сафавидской эпохой.

После вторжения афганских племён в Иран и краха правления Сафавидов конец последовавшем за этим десятилетиям политического хаоса и социальной раздробленности был положен конец Ага Мухаммад-ханом, вождем племени Каджаров, чей тактический гений был сопоставим с его невероятной жестокостью. За его убийством, произошедшим в 1797 году, было создано централизованное правительство, а статус Тегерана как новой столицы Персидской империи был закреплён окончательно. При Фатх Али-шахе страной были окончательно потеряны кавказские территории, что, таким образом, обозначило контуры современной иранской границы. Царствование Насир ад-Дина шаха стало одним из ключевых в истории Ирана, став мостом между прошлым и настоящим государства.
Разумеется, правление этого шаха было отмечено проведением активной, хоть и ограниченной модернизации, подарившей Ирану и высшие учебные заведения, основанные на европейском опыте. Каджарское правление стоит рассматривать вкупе со своими главными идеологическими и политическими предшественниками, Сафавидами, по сравнению с которыми Каджары в значительной мере продвинулись в сторону современного мира — такую двойственность каджаровского правления можно проследить и в искусстве (то есть сознательную опору на Сафадское наследие вместе со значительным отходом от нее).



Длительное правление Фатх Али-шаха обеспечило Ирану относительную политическую стабильность и долгосрочный доступ правящей элиты (шах был отцом более 100 детей). На портрете в натуральную величину шах, сидящий на позолоченном, эмалированном и украшенном драгоценностями троне, приковывает внимание зрителей своим целеустремлённым и величественным взглядом, экстравагантной бородой, а также роскошными королевскими атрибутами. Картина, вероятнее всего созданная придворным художником Михром Али примерно в 1800-06, в качестве подарка была преподнесена Наполеону и была передана посланнику Амеде Жоберу. Этот торжественный портрет служит подкреплением статуса и величия государя через демонстрацию атрибутов, подтверждающих императорской характер власти — к таковым относится не только тщательно продуманный трон, но и массивная Тадж-Кияни, корона, венчающая голову монарха и своим видом, созданным по образцу сасанидских регалий, демонстрирующая связь с прошлым страны, тяжеловесные и богато украшенные нарукавные повязки, а также меч государя.

Некоторые особенности портрета Фатх Али-шаха свидетельствуют о новой эре в истории графического изображения власти, а также её легитимности. Эти черты становятся очевидны в сравнении с портретами предшествующей Сафавидской эпохи — например, в сравнении с большой росписью из зала аудиенций дворца Чехель Сотун, находящемся в Исфахане, изображающим Шаха Тахмаспа (правившего в 1527-1576), одетого в малиново-красный халат, надетый поверх расшитой золотой рубахи. Помимо этого, шах носит инкрустированный драгоценными камнями пояс, с которого свисает его богато украшенный меч, а также прекрасный тюрбан, элегантно обернутый вокруг похожей на дубинку продолжение шапки с великолепными эгретами. Ранг Тахмаспа подчеркивается его непропорционально крупной фигурой в сравнении с окружающими, его отстранённому по отношению к композиции взгляду, направленном к зрителю, а также жесту руки. Хоть и император Моголов Хумаюн тоже одет в роскошные одежды и тюрбан, однако он меньше ростом, чем шах, и выражает подчинённость и покорность видом своей фигуры. Иранский шахиншах является хозяином и господином свергнутого правителя.

Основной темой фресок, находящихся во дворце Чехиль Сотун, является щедрость и связанная с этим политическая влиятельность сафавидских монархов, способных укрывать свергнутых Могольских и Узбекских правителей.

Акцент на фигуре и императорских регалиях, жёсткие фронтальные позы, властные жесты и пронзительные взгляды стали определяющими характеристиками портретов Фатх Али-шаха и применимы ко многим королевским портретам Каджаров. Для Каджаров шах был главой и прародителем княжеского рода, и подобный подход стал основой для формирования административной и политической структуры правления Каджаров. Напротив, в системе власти, выстроенной Сафавидами, авторитет шаха проистекал из его роли главы королевского дома, где его матерью могла стать грузинка, черкеска или армянка, а не носительница сафавидской крови, а класс сановников состоял не из членов правящей династии.

Сафавидских шахов редко изображали на физических тронах и никогда в обрамлении короны (которой попросту не было). Оба предмета были преданы анафеме в системе правления, представляющей шаха как ретрансляцию шиитского имама. В то же время образ коронованного и восседающего на троне монарха в живописи Каджаров был основан на представлении о доисламских иранских правителей, особую роль в, котором сыграли монументальные рельефные изображения сасанидских монархов.
https://vk.com/wall-203183867_621