Персидский ковер является символом иранского сада с оградой, бассейнами, ручьями, деревьями и цветами.

Такой дизайн называется баги («садовый»). Бордюр, идущий по краю ковра, подобен ограде. Он может быть не один и включать фигуры животных и растительный орнамент. В центре обычно располагается медальон (торандж), который может быть круглой, ромбовидной, овальной или многогранной формы и символизирует пруд, павильон, беседку или ротонду в классическом персидском саду. Одним из базовых орнаментов персидских ковров является цветок «Шах-Аббаси», которые еще называют тюльпаном Шаха Аббаса. Он символизирует весну и весенний сад. Иногда основным мотивом ковра является изображение отдельного дерева, ветки и побеги которого образуют растительный орнамент, заполняющий все поле. Такой дизайн называется “дерахти” («древесный»).

Одним из лучших образцов садового персидского ковра является ковер “Вагнер”, сотканный в провинции Керман в Иране в XVII в. Он изображает сад, изобилующий жизнью. Рисунок отличает удивительная детализация. Здесь можно увидеть величественные кипарисы, цветущие деревья и кустарники, а также множество живых существ, включая леопардов, газелей, павлинов, ягнят, рыб, уток, бабочек и даже улиток. В целом рисунок ковра представляет собой схему классического персидского сада чарбаг, окруженного оградой и разделенного на четыре части водным каналами, сходящимися в центральном бассейне.

В более поздние эпохи садовые ковры стали более стилизованными.

Во времена династии Сефевидов был разработан такой вид дизайна садовых ковров, как голестани или гользари. Он представляет собой схематическое изображение цветника, в котором выращивают декоративные растения. По словам исследователя ковров Али Хозури, дизайн голестани восходит ко второму тысячелетию до нашей эры, и в мире сохранилось всего 20 таких древних садовых ковров.

Профессор Биджан Арбаби, который исследует влияния иранского сада на дизайн персидских ковров, подчеркивает, что почти все ковры представляют собой в той или иной степени стилизованное изображение сада, а сам персидский сад – это культурный феномен, который нашел отражение как в коврах, так и в других традиционных искусствах. Ученый считает, что такой подход народных иранских художников к понятиям эстетики помог искусству персидского ковроткачества стать эталонным во всем мире.

Мехди Эбрахими, профессор Исфаханского университета искусств, рассказывает, что главным мотивом ковров, создаваемых в провинции Исфахан, до сих остаются цветы и узоры, оставшиеся со времен Сефевидов. В Иране, в целом, многое делается для сохранения классического дизайна. Большая часть рисунков создается Академией изящных искусств Ирана, которая, по сути, является госучреждением и поддерживает вековые традиции ковроткачества. Поэтому современные ковры очень похожи на те, что создавались столетия назад.