Слово караван, происходящее от персидского кар-бан «тот, кто управляет делом», вошло во многие западные языки, пишет Неби Бозкурт для İslam Ansiklopedisi.

История караванов на Ближнем Востоке уходит в глубь веков. Также и арабские племена от Евфрата до Йемена были связаны друг с другом караванами. За счет караванной торговли в доисламский период процветала Мекка. Как известно, сам Посланник Аллаха (мир ему) в молодости взялся вести караван, принадлежавший Хадидже, в Шам за определенную долю прибыли. В Коране караван обозначается словами ‘ир (Юсуф, 12/70, 82, 94) и саййара (Юсуф, 12/19). Позже получило распространение слово кафиля.

Караваны могли включать только верблюдов, ослов, лошадей или мулов, или сразу несколько видов животных. Верблюдов использовали для перевозки грузов на равнинах и в пустынях, мулов, ослов и, реже, лошадей – в горных районах. В некоторых регионах использовали других животных. Например, в Индии это могли быть волы.

Верблюжьи караваны делились на тяжелые и легкие. В тяжелых караванах каждое из животных несло пять-шесть кантаров (примерно 250 кг), а в легких караванах – по три кантара (до 150 кг). В периоды развития караванной торговли караваны из 1000 верблюдов считались средними, с меньшим количеством – маленькими, а с большим – большими.

В караванах верблюдам группами по 7-20 животных связывали носы одной тонкой веревкой, которая быстро рвалась в случае опасности, а к концу веревки прикрепляли колокольчик. Если колокольчик прекращал звенеть, это означало, что веревка где-то порвалась.

Караваны должны были принимать меры против неблагоприятных природных условий и разбойников. Для путешествия по пустыне необходимо было знать расположение долин с водой. Для поиска воды нанимали специальных людей, искусных в этом деле. Их называли такшиф. В Западном Судане эту работу нередко выполняли слепые из-за их особой чувствительности. Кроме пустыни, опасным считался путь через горы, особенно зимой. Караваны часто имели вооруженную охрану, иногда из профессиональных солдат. В случае нападения большие мешки и тюки быстро выгружались и складывались, образуя четырехугольный бастион, чтобы можно было защищаться.

Самый длинный из караванных маршрутов – Шелковый путь.

К середине XVII в., когда британские и голландские компании начали использовать морской торговый путь, караванная торговля между Персией, Индией и Османской империей значительно уменьшилась. Открытие Суэцкого канала в 1869 году и строительство европейцами новых железных дорог с целью получать максимальную пользу от колоний ускорили крах караванной системы. Однако в некоторых частях Азии и Африки небольшие торговые и паломнические караваны ходили и в ХХ веке. В наши дни в Африке из карьеров Тауденни, находящихся в 800 км к северу от Тимбукту, небольшими караванами из двадцати пяти верблюдов перевозят соляные глыбы.

https://vk.com/@islamosfera-karavany-islamskogo-mira