Культура иранских хаммамов постепенно распространилась и в Османской империи, встречалась и в некоторых частях Африки. Она тесно переплетена с иранской историей и за столетия стала неотъемлемой частью жизни иранцев. Неудивительно, что с ней связано множество церемоний. Так, посещение бани губернатором обставлялось со всей возможной пышностью и сопровождалось шествием. С такими же почестями встречали и главного муллу.

Красивая традиция связана со свадьбой (в Иране это торжество сопровождается множеством интересных обычаев). Хаммам «арендовали» в последний день, который девушка должна была провести в доме отца, и приводили туда невесту. Ее украшали, одевали и обязательно смазывали ее ладони и ступни хной на счастье - эту церемонию называют «ханабандан». Хну наносили на ладони и другие участницы. Сегодня принято лишь капать чуть-чуть хны на ладонь во время домашней церемонии – традиция заметно упростилась. Жених готовился в другом хаммаме: также мылся, причесывался, одевался и страшно волновался. :)

Хаммам был не просто баней, а местом, где люди встречались, общались, обменивались новостями. Для женщин он служил косметическим салоном и парикмахерской одновременно. Для мужчин там работали брадобреи. Врачи, по понятным причинам, предпочитали проводить такую лечебную процедуру, как кровопускание («хеджамат»), именно в хаммамах.

В иранских общественных банях происходили и знаковые политические события. К таковым относится убийство визиря (премьер-министра) при Насреддин-шахе, Амир-Кабира. Амир-Кабир (1807-1852) - видный политический деятель, в короткий срок провел важнейшие для страны реформы. Он привел в порядок хаотичную административную систему Ирана, открыл первый светский университет европейского типа, способствовал развитию международной торговли и сокращению влияния иностранных держав на дела Персии. Увы, поскольку его реформы заметно сузили полномочия властной элиты, Амир-Кабир нажил немало врагов при дворе. В результате заговора, с участием матери Насреддин-шаха, Амир-Кабира приговорили к смертной казни. Цирюльник вскрыл вены визирю - это произошло в хаммаме знаменитого сада Фин, в городе Кашан. Отмечу, что сегодня Амир-Кабира почитают как народного героя, лучшего политика времен Каджаров, и он очень любим в Иране.

Сегодня хаммамов, подобных старинным, практически не осталось. Появление водопровода и душа в каждом доме неизбежно должно было разрушить старинную культуру бань. Немногие имеющиеся в Тегеране «гармабе» - скорее бюджетный вариант для путешественников, с душевыми кабинками, и не более того. Большинство старинных бань уже снесли или они сами пришли в негодность.