Зодчество Ирана имеет сложную многовековую историю. Здесь еще в древние времена сложились устойчивые высокие строительные традиции, которые влияли па архитектуру арабских халифатов. Именно из Ирана сюда пришли айван, купол на тромпах, стрельчатый профиль арок.

Однако архитектурные формы каждой из них решались своеобразно. Самой древней и оказавшей наибольшее влияние па зодчество соседних народов была древнеиранская архитектура, перманентно перешедшая в средневековую. Свой путь прошло средневековое зодчество Афганистана, сложившееся на базе архитектуры древней Кушанской империи. Позже всех из стран Среднего Востока определилось государство турок-сельджуков (вторая половина XI в.).

В Древнем Иране широко использовались различные приемы декоративной отделки зданий: глазурь, резьба по стуку, мозаика и др. В 999 г. Иран завоевал афганский правитель Махмуд Газиеви. Позднее иранские города опустошали турки и кочевники. В конце XIV в. Иран вошел в состав государства Тимура. Все это тормозило развитие национальной иранской архитектуры. Возрождение национальной государственности и культуры произошло в правление персидской династии Сефевидов, которое установилось в 1502 г. и продолжалось более 200 лет.

Архитектура середины VII - начала XIII в. Исламизация народов Ирана арабами способствовала строительству здесь новых типов зданий - мечетей, минаретов, медресе, караван-сараев, бань. Основное строительство велось в городах и на караванных путях. Города окружали укрепленные стены. На перекрестке главных городских дорог располагалась площадь с базаром и соборной мечетью. Иногда над городом возвышалась цитадель - арк. По каналам поступала питьевая вода.

Одним из крупнейших городов Востока был Исфахан - древняя столица Ирана, который при турках-сельджуках (с середины XI в.) стал одним из центров их государства. Из строительных материалов предпочтение отдавалось обожженному кирпичу, хотя использовался и кирпич-сырец. Конструктивные решения иранского зодчества во многом связаны с изобретательностью иранских строителей, которые издавна умели возводить своды без опалубки. Благодаря этому возникли монастырский свод и свод на пересекающихся арках, купол на тромпах. Монастырский свод возводился поэтапным сооружением парных алебастровых арок, армированных камышом.

На плоскости арок выкладывались из кирпича арочные нервюры. Пространство арок заполнялось кирпичом или каменными плитами. Затем выкладывались поперечные полуарки, которые тоже заполнялись кирпичом или каменными плитами. Дополнительные нервюры создавали лучевой или звездчатый узор. Способ перекрытия четверика степ пересекающимися арками широко использовался в архитектуре средневекового Ирана и за его пределами. Купольные сводчатые покрытия были характерны для народного жилища VII-XIII вв., ни один из образцов которого не дошел до наших дней.

Гражданские здания (медресе, караваи-сараи и др.) строились по четырехайванной схеме. Таков караван-сарай в Рабате-Шараф в Хорасане (1115 г.), разделенный на два двора, вокруг которых сгруппированы комнаты для постояльцев и несколько небольших мечетей. Иранскому зодчеству раннего средневековья было присуще высокое мастерство возведения инженерных сооружений: крытых цистерн на караванных путях, плотин, мостов. Так, известный мост в Шахристане, одновременно служивший плотиной, является образцом, строительные принципы которого используются и современными архитекторами.