Лаледжин ( – это город в округе Бахар в провинции Хамадан, который признан центром керамики на Ближнем Востоке.

80% общего населения города Лаледжина заняты гончарством, обработкой керамики и другими вспомогательными профессиями: росписью керамики, упаковкой и торговлей керамическими изделиями.

В настоящее время наиболее значимым центром производства керамических изделий в провинции Хамадан является город Лаледжин в 25 километрах от г. Хамадан. Керамические изделия Лаледжина исторически делятся на две группы: первые, которые были сделаны семидесят- восьмидесят лет назад, и последние, которые были сделаны двадцать лет назад и до наших дней. Их разница заключается в форме посуды, лазури, орнаментах и методе гравирования.

В керамических изделиях первой группы миски характеризовались большей величиной и более широким верхом, а орнаменты и глазурь – большим разнообразием, и гравирование делали более тщательно и медленно. Очевидно, что мастер-гончар двигал кисточку, не спеша, и не чувствовал времени. Избавившись от повседневной суеты, гончар погружался в свои художественные фантазии и пытался не оставить ни одного места без орнамента. И так он наносил узоры, при этом быв настороже, чтобы не нарушить при этом гармонию орнаментов и рисунков.

Хотя наши предки использовали симметрию, но не скупились на нанесение разнообразных орнаментов. В одно место наносили узор курицы, а в другом месте – рыбы, на одном изделии наносили рисунок павлина, а на другом – красавицы с черными и красиво изогнутыми и сросшимися бровями и с большими и миндалевидными глазами. Разумеется, что фантастическое представление мастера о красоте возлюбленной было более блестящим и выразительным, чем отражают рисунки на керамических изделиях.

Для этого ремесла характерно то, что глиняную посуду покрывали белой глазурью и изготавливали посуду из фарфоровой глины. Конечно, изделия могли получиться непрочными и не элегантными, но были красивыми и полны жизнерадостности.

Двадцать лет назад, по коммерческим соображениям исторические орнаменты и рисунки на керамических изделиях Лаладжина начали сильно изменяться и уступать место новым рисункам. Эти орнаменты, хотя в ряде случае привлекательны,  но крайне стереотипны и лишены самобытности, причем они поставили под угрозу оригинальность орнаментов керамических изделий. Конечно, эта не всеобщая проблема.

По постановлению Всемирного совета кустарной промышленности Лаледжин  признан всемирным городом керамики. В этом городе насчитывается около одной тысячи официально зарегистрированных гончарных мастерских, в которых производством керамических изделий занято более двух тысяч мастеров-гончаров. Керамические изделия лаледжинского производства очень разнообразны, включают разного вида декоративную и потребительскую посуду. Гончары в г. Лаледжин обычно работают 10-12 часов в день.

В каждом гончарном цехе работают: мастер, который сидит за гончарным кругом и лепит изделия из сырой глины. Гончар, который обмазывает сырой глиной, и подмастерье, который выполняет различные небольшие работы в цехе.

Основным материалом для выделки гончарных изделий служит глина, которую  достают из залежей глины в окрестностях деревни Дастджерд, и перевозят на грузовиках в гончарные цехи или места, предназначенные для подготовки глины. Выделка керамики состоит из следующих работ: составление глиняной массы, её формования, просушки, обжигания и покрытия глазурью.Способы обработки керамики для придания ей декоративности нижеследующие: лепная работа, резьба, гравировка, нанесение глазури.

 

Некоторые художники в Лаледжине занимаются нанесением росписи на глиняной посуде. Росписи на глиняной посуде имеют два метода: работа с пластиковыми и масляными красками, и использование минеральных пигментов, благодаря которым живописные рисунки будут закреплены после обжига изделия в печи. Нанесение живописных рисунков красками осуществляется несколькими способами, включая внутреннюю глазурь и наружную глазурь.

Керамические изделия в этом районе в большинстве своем предлагаются на рынок без орнаментов и со сплошной глазурью. Керамические продукты Лаледжина более разнообразны, чем в других частях Ирана, и более доброкачественны с точки зрения состава массы, из которой они изготовляются и вида глазури. Все изделия керамики делятся на две группы: плотные и пористые.

Цвета глазури в Хамадане, часто бывают лазурные, синие, тёмно-синие, рыжие, жёлтые, зелёные, бирюзовые и коричневые. Керамические изделия в Хамадане как традиционно окрашивают простыми цветами, а иногда украшают живописными рисунками, выполненными в выпуклой форме на керамике. При нанесении глазури более  глубокие точки заполняются глазурью, в результате чего выглядят более выразительно.

https://parstoday.com/ru/radio/programs-i99149