Алекс Бертран Громов. Иран от Кира Великого до аятоллы Хомейни
Это мозаика из тысяч событий разных времён, деяний героев и мудрецов, шедевров поэзии, каллиграфии и классической персидской живописи. Это реальные сюжеты, древние или почти современные, которые представляют собой хронику более чем двух тысячелетий иранской жизни.
Каков был быт жителей персидских городов и селений 15 веков назад? Как появились древние сказания о любви, подвигах и славе? Кто были первые прославленные врачи на Востоке?
Легендарный багдадский халиф Гарун аль-Рашид был велик и успешен, пока прислушивался к советам своих персидских мудрецов. Да и сам Багдад был неподалеку от мест, где находились древние столицы персидских царей.
Иран - это не только великие империи Ахеменидов, Сасанидов, Сефевидов, их славные победы над другими державами, включая Римскую империю и Византию, но и многовековое культурное влияние на страны Востока и Запада, а не только соседние державы. Многие слова вошли в лексиконы других языков. Сюжеты из иранской жизни стали основой для прославленных произведений классических европейских художников и писателей. «При дворе владык Сасанидов в почете были не только воины, но певцы и поэты, - говорится в книге. - Имя одного из них – поэта Барбада, жившего во времена Хосрова II Парвиза – стало легендарным, как одного из самых выдающихся поэтов старинного Востока и основоположника персидской песенной и поэтической традиции». Эпическая поэма «Шахнаме» великого Фирдоуси была переведено на множество языков, фильмы и спектакли по ее мотивам поставлены во многих странах.
В книге развернуто представлены события, связанные с Исламской революцией 1979 года. Ведь многие наши современники не знают, что аятолла Хомейни был тогда признан на Западе «Человеком года» и его фотография помещена на обложке журнала «Тайм». После захвата американского посольства в Тегеране были обнаружены не только шпионская техника, но и масса компрометирующих Америку документов о вмешательстве в дела Ирана, которые американцы не успели сжечь.
…Иран - это место, где легенды становились явью. И написанные о нем книги лишь повествуют об этом... История Ирана продолжается.