Цвета всегда играли символическую роль в религии, поэзии и повседневной жизни. Это верно для ислама, пишет энциклопедия Iranica.

Белый цвет упоминается в Коране, где он связывается с добротой и благородством. Белый – это цвет лиц праведников в Судный день, и обитатели Рая одеты в белый и зеленый шелк. Это также цвет одежд священнослужителей во многих религиях. Чудо «белой руки» пророка Мусы, упоминаемое в Коране (7:105), стало символом пророческой власти, силы любви и преображения через любовь. Этот образ дошел до наших дней, и встречается, например, в поэзии Мухаммада Икбала (1877-1938).

Черный цвет связан с черными взглядами и черными лицами грешников в Судный день. Одним из наказаний для преступника было очернение его лица, «чернолицый» (сиях-ру) означало «обесчещенный». Поскольку черный, как правило, воспринимался как цвет земного мира, нафс или низшее «я» человека часто представлялся в образе черного пса. Известен и образ земного мира (дунья) как прячущего свои черные ноги, чтобы соблазнить мужчин, а черные локоны возлюбленной в персидской поэзии уподоблялись или символизировали проявления этого мира в противоположность сиянию божественного. Черные кошки играют важную роль в магии. Также черный выступал как цвет несчастья и часто увязывался с нонконформизмом и бунтом.

Источник: twitter.com

Черный цвет также связывался с Индией: с древности индусов обычно называли черными. В персидской поэзии все черное в образе возлюбленной (локоны, ресницы, родинка и т.д.) уподоблялось индусу. Поскольку черный – это также цвет Сатурна, который считался самой далекой из планет, его называли «индусом-привратником неба».

С другой стороны, черный иногда символизирует возвышенные духовные состояния в суфизме. Это черный свет, «черный эмир» (мир-е сиях) или «светлая ночь» (шаб-е роушан), который нельзя увидеть, но он позволяет видеть; это полное затмение во время экстаза (фана), которое играет важную роль, например, в мистических работах Шабистари и Наджм ад-Дин Дайя Рази.

Черный цвет можно смягчить до темно-синего или фиолетового (именно поэтому черные локоны возлюбленной часто сравниваются с гиацинтами). Среди суфиев существовала тенденция носить темно-синие одежды – цвета траура и аскетизма. Но сам синий нередко негативный цвет, «голубоглазый» было символом вероломства. Чтобы отвести от себя зло таких глаз, носили синие бусины.

Источник: pinterest.com

Красный цвет несет в себе всю силу крови и энергии. Это цвет «плаща величия» (рода аль-кибрийа), в котором некоторые суфии, например, Рузбехан Бакли Ширази, испытали Божественное присутствие. Cуфия, который излучает силу, называют «одетым в красное» (сорхпуш). Свадебные платья на Востоке часто бывают красными, что символизирует жизнь и плодородие. Поэтому роза – это образ невесты, одетой в красное. Но красный также ассоциировался с гневом, а еще это цвет мучеников. «Краснолицый» (сорх-ру) – это еще один термин для обозначения «благородного» в приводимом Аттаром рассказе о том, что Халладж протирал лицо кровоточащими обрубками рук, чтобы окрасить бледные щеки и стать по-настоящему «краснолицым».

Желтый – это цвет лица страдающего и страстного влюбленного в поэзии, пока он не станет «золотым» в горниле любви.

В отличие от красного и желтого, зеленый – это цвет живительной воды и растений, символ жизни. Поэтому его часто связывают с воскрешением и Раем, где праведники отдыхают на зеленых подушках и носят зеленый шелк. Зеленый цвет также связан с Пророком Мухаммадом (мир ему) и исламом, и в суфийских преданиях это цвет, который появляется на высоких ступенях мистического пути. Эта ассоциация тем более уместна, что зеленый изумруд считался обладающим целебной силой и способным ослеплять глаза змей и драконов. Таким образом, мистического проводника иногда сравнивали с таким чудесным изумрудом.

Источник: pinterest.com

Как бы ни были важны цвета в жизни и поэзии, они выступали как своего рода завеса или сосуды, которые окрашивают воду в соответствии со своим собственным оттенком, а изменить цвет означало изменить характер. История Руми о шакале, который прыгнул в красильный чан, чтобы получить более высокое положение, является хорошим примером подобного подхода. Конечная цель – «чан одноцветности», обычно обозначаемый кораническим термином «сибгат Аллах» (Сура «Бакара», 2:138), то есть «цвет Аллаха». Аллаха сравнивают с красильщиком, который, в конце концов, окрашивает все в свой собственный цвет, то есть в невидимый, сияющий свет, и, как только это состояние достигнуто, цветовые различия неизбежно исчезнут.

https://vk.com/@islamosfera-cvetovaya-simvolika-v-islamskoi-i-persidskoi-literature