Крупный исследователь Иранского кино Хамид Дабаши написал для BBC материал о том, почему одни из лучших мировых фильмов снимают в Иране, приурочив его к недавно опубликованному списку ста лучших фильмов на иностранном языке

Четыре Иранских фильма вошли в топ-100 по итогам голосования BBC Culture, призванном определить лучшие фильмы на иностранном языке. Хамид Дабаши отмечает выдающиеся кинематографические события этой страны. Три фильма Аббаса Киаростами – «Крупный план» (39), «Где дом друга?» (94) и «Вкус вишни» (97) – попали в список 100 величайших фильмов на иностранном языке от BBC Culture. Один, «Развод Надера и Симин» (21) Асгара Фархади, оказался в топ-25.

В большинстве своем, критики, которые приняли участие в создании списка BBC Culture, вероятнее всего, знают об Иранском или любом другом мировом кино благодаря крупным международным кинофестивалям Каннскому, Венецианскому, Берлинскому. Путь иранских фильмов на эти крупные фестивали был долгим и извилистым, от истоков социальной и культурной истории Ирана. И историческое становление иранского кино происходило в транснациональной публичной сфере – как по происхождению, так и по направлениям – от киностудий Ост-Индской компании в Индии, где были сделаны первые Иранские фильмы, до этих европейских кинофестивалей. В 1962 году «Дом черный» размыл границы факта и вымысла таким образом, что определил будущее иранского кино
За всю долгую историю иранского кино не было момента, когда бы оно существовало в текущих границах. Еще до окончания этого судьбоносного десятилетия фильм Дауриша Мехрджуи, «Корова» (1969), был вывезен контрабандой из Ирана и показан на Венецианском кинофестивале 1971 года, где выиграл премию критиков (Fipresci); показ в Берлине еще больше укрепил его глобальное признание и статус определяющего момента в новом Иранском кино.



Революция и признание

Хотя в Иранском кино 1970-х годов было много важных событий, внимание мирового сообщества было приковано к иранской революции 1977-1979 годов. Вновь сфокусироваться на кино помог шедевр Амира Надери, «Бегун» (1984), который стал чем-то вроде откровения, когда был показан на Фестивале трех континентов в Нанте. Снятый на нескольких локациях на юге страны во время ирано-иракской войны (1980-1988 годов), «Бегун» создал собственный кинематографический ландшафт, исследуя уединенную жизнь мальчика, завороженного бегом, которому Надери придал трогательное и аллегорическое значение. Впечатляющее восхождение Асгара Фархади изменило восприятие того, что может предложить иранское кино. Семейная драма Фархади, «Развод Надера и Симин» (2011), получила премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 2012 году, а пять лет спустя его фильм 2016 года, «Коммивояжер», выиграл ту же награду. Фархади пришел в кино, имея театральный бэкграунд, и его фильмы остаются глубоко драматичными в театральном смысле. Гениальная операторская работа Махмуда Калари сыграла важную роль в формировании этого ощущения кинематографической драмы.

Общемировое положение иранского кино позволило привлечь международное внимание к некоторым из лучших фильмов: это ключевой фактор, который подкреплял, эстетически и тематически, кинематографический репертуар страны и вдохновлял последующие поколения иранских кинематографистов.

При этом, без сомнения, некоторые из лучших иранских фильмов так и не получили того внимания, которого они заслуживали. В том, что касается более старших мастеров, фильмы Фаррог Гаффари, Эбрахима Голестан и Бахмана Фарманара можно назвать самыми примечательными среди недооцененных.

https://vk.com/wall-185813750_2420