Наиболее интересной и, несомненно, самой удачной из попыток классификации персидской литературы является теория трех «стилей» (сабк).

Эта классификация имеет большое преимущество с той точки зрения, что является не плодом абстрактных выкладок современных литературоведов, а была создана самими поэтами, которые пытались выработать единую точку зрения на различные тенденции в традиционной поэзии. Вероятно, возникла такая классификация в конце XIX в. в ходе дискуссий о поэтических примерах для подражания, которые велись в Мешхеде в кругу поэтов и литераторов. Самым выдающимся из них был Сабухи, поэт при дворе наместника Хорасана, а также при мечети Али ар-Ризы.

Сама классификация получила известность благодаря трудам сына Сабухи, Мохаммад-Таги Бахара (1886-1951), одного из основоположников современного литературоведения в Иране, а также выдающегося поэта неоклассического стиля.

Согласно теории «трех стилей», самым ранним этапом развития персидской поэзии был период «хорасанского стиля» (сабк-е Хорасани), известного также как «туркестанский стиль» (сабк-е Торкестани). Такое название было обусловлено тем, что при дворах полунезависимых правителей восточных провинций Аббасидского халифата, таких как Тахириды в Нишапуре, Саффариды в Систане и, прежде всего, Саманиды в Бухаре, создавались самые ранние образцы этой поэзии. Расцвет ее пришелся на середину IX – конец X веков. В начале XI в. центр политического притяжения переместился в Газни, где правила династия Газневидов, покровительствовавшая персидским поэтам и писателям. Газневиды также первыми принесли персидскую литературную традицию в Индию, в Лахор, где находилась их столица. Окончание этого периода определить непросто. Можно утверждать, что она продолжала существовать до падения Газневидов и их преемников Гуридов во второй половине XII века.

Середина XI в. ознаменовалась значительными историческими изменениями в регионе. Из Средней Азии в Иран вторглись тюрки-сельджуки, в результате чего западная и восточная часть Персии воссоединились не только политически, но и культурно. Примерно в то же время в литературе разных народов региона начинает преобладать персидский язык. Все это привело к развитие нового литературного стиля, получившего название «иракского стиля» (сабк-е Эраки), т.е. такого, который развился в «персидском Ираке» (Эрак-и Аджам) (средневековое название того, что в древности было известно как Мидия или Западная Персия). В XIII-XIV веках славу «города поэтов» приобрел Шираз. Регион, где создавалась персидская поэзия этого периода, включал даже многие места за пределами Персии, такие как Багдад и Конья на западе, Делийский султанат на востоке. Данный период был бурным и в политическом отношении – в это время произошли подъем и распад империи Сельджуков и ее государств-преемников, монгольское завоевание, правление Тимуридов и, наконец, приход к власти Сефевидов. Религиозный ландшафт Персии также резко изменился, сначала из-за распространения суфизма, а затем, в XVI в. из-за утверждения шиизма в качестве государственной религии Сефевидов.

В первые десятилетия XVI века среднеазиатский полководец и поэт Бабур, хорошо знакомый с персидской литературной традицией, завоевал Индию, где стал основателем династии Великих Моголов. Одним из тех видов персидского наследия, которые он привез им на новую родину, стало покровительство поэтам и художникам. Создание огромной мусульманской империи, которая в конечном итоге охватила большую часть субконтинента, дало новый сильный импульс персидской культуре в Индии. Дворы мусульманских правителей в разных регионах превратились в центры, где процветали персидский язык и литература. На протяжении XVI и XVII веков они также привлекали множество художников и поэтов из Персии. Стимулом для оттока художественных талантов из Ирана были, с одной стороны, щедрость могольских правителей, а с другой то обстоятельство, что Сефевиды не были в той же степени восторженными покровителями литературы, как прежние персидские правители. В результате в Индии появились персидские поэты, которые даже никогда не были в Иране и не являлись носителями персидского языка.

Контакты с новыми культурами, в основном неисламскими, а также большая свобода в отношении основных поэтических стандартов побудила поэтов экспериментировать с традиционными образами, хотя просодическая система персидской традиции осталась полностью нетронутой. Замечательные новшества, привнесенные в персидскую поэзию индийскими поэтами, способствовали созданию нового стиля, получившего название «индийского стиля» (сабк-е хинди). Однако и в этом случае переход от предшествующего «иракского стиля» не был внезапным. В самой Персии многие стилистические черты поэзии конца XV – начала XVI в. предвещают появление этого нового течения. Одним из поэтов, которого часто называют предшественником индийского стиля, является Баба Фигани Ширази (ум. 1519), который всю свою жизнь провел в Персии. Вероятно, из-за этого в последнее время получило некоторое распространение другое название этого стиля – «исфаханский стиль» (сабк-е Эсфахани), которое указывает на то, что он практиковался и в столице сефевидской Персии.

Вольности, которые позволяли себе персидские поэты под влиянием этого нового течения, встречали в Персии гораздо меньше энтузиазма, чем в Индии. Черты, характеризующие индийский стиль, казались несколько чуждыми здравым принципам персидского стиля, которыми руководствовались великие поэты в прошлом. Примерно в середине XVIII в. возникла и реакция против этих нововведений, получившая название «литературное возвращение» (базгашт-э адаби). Оно проявилось сначала среди писателей и поэтов Исфахана и Шираза, которые были важными культурными центрами, но получило также и политическую поддержку – шахи из династии Каджаров считали нужным оказать ему покровительство в этот нелегкий период, когда после более чем семидесяти лет хаоса и династических раздоров установили свою власть над всей территорией современной Персии.

Вместе с этим примерно с этого времени традиция персидской поэзии утратила единство стиля, которое было ее отличительной чертой на протяжении многих столетий.

https://islamosfera.ru/klassifikaciya-persidskoj-poezii/