Иранские архитекторы, осведомленные о роли света в создании гармонии и украшении своих работ, были обеспокоены освещением в зданиях и использовали свет разными способами. Солнечный свет - одно из лучших проявлений естественного света. Поэтому во многих странах мира, особенно в холодных регионах или странах с экономикой, сосредоточенной на сельском хозяйстве, придавали огромное значение свету. В некоторых древних источниках указывается, что бытие зародилось от света и битва между светом и тьмой в конечном итоге закончится победой света. Даже поэты, с их особым тонким чувством, считают свет победителем в борьбе со злом и называют его источником жизни и надежды. В исламской философии и литературе свет - это феномен, который имеет источник, отличный от материального мира, и является символом мира образов.

На традиционную архитектуру в Иране постоянно влияют климатические факторы. Солнечный свет можно считать наиболее влиятельным климатическим фактором, влияющим на структуру города и формирование традиционных зданий. В связи с протяженностью и интенсивностью солнечной излучения во всех четырех сезонах Ирана, здания строилисьтак, чтобы управлять естественным светом. Так, мы можем видеть несколько элементов в иранской архитектуре, созданных для максимального использования света. Это способы, которые забыты сегодня из-за развития технологий и опоры на них.

В иранской архитектуре обеспечение благоприятных условий для наблюдения и испытания разнообразия естественного света и подчеркивание этого разнообразия с помощью элементов архитектуры, количества света, способов его использования, предотвращения излишнего излучения и освещения различных мест всегда было в центре внимания архитекторов. Широкое применение света, будь то физическое или духовное, мудро использовалось в иранской традиционной архитектуре. Важнейшей отраслью искусства в Иране в период Сефевидов была религиозная архитектура, которая испытала влияние архитектурных принципов предыдущих эпох.

Понятие "свет" расширялось на протяжении веков и подарило иранской архитектуре новое качество, оказывая влияние на форму архитектуры своей элегантностью и духовностью. Иранский архитектор с идеологическим и прикладным подходом к свету смог создать особый вид эстетики. Сайед Хади Мирмиран, иранский архитектор и дизайнер в книге "Роль света в архитектуре исфаханского стиля", пишет: "Свет не то, что влияет на этот стиль, а что-то, скрепленное с его сущностью».

Как пример, можно упомянуть мечеть Насир аль-Мульк. Окна представляют собой витражи из цветного стекла, что создает игру цвета и света внутри помещения.Сказочное освещение создается в мечети только в утренние часы. Она была построена так, чтобы ее окна ловили утренние лучи солнца. Такая задумка как бы намекает на то, что только вставший на утреннюю молитву верующий может вкусить настоящий свет – благословение Всевышнего. Даже нерелигиозный человек замрет в восхищении, увидев такую красоту. Возможно, строители мечети хотели показать свою "веру" сквозь утренний свет, проникающий через витражные мозаики.

Или например, купол мечети шейха Лотфоллы — один из самых красивых куполов в Иране. Величие и убранство этого купола заставят восхищаться им любого зрителя, особенно когда через окна проникает свет, начинается игра цвета и света, а на внутреннем слое купола образуется знаменитый павлин мечети. Вокруг купола расположены 16 окон, которые позволяют солнечному свету проникать в мечеть в течение всего дня.

https://vk.com/wall-185813750_3008