Иранский город Нишапур, будучи крупным интеллектуальным и культурным центром исламского мира, в Средние века был прозван «Обителью знаний». Первые в исламском мире медресе появились именно здесь. Нишапур является родиной таких прославленных ученых, как Имам Муслим, Хаким ан-Найсабури, Имам аль-Джувайни, а также поэтов Фарид ад-дина Аттара и Омара Хайяма.

Этот город, расположенный на северо-востоке Ирана, получил свое название от имени своего предполагаемого основателя Сасанидского царя Шапура I (правил в 240-270 гг.). В 650/651 г. Нишапур подчинился арабам, выплатив в качестве дани 700 тысяч дирхемов и 400 вьюков шафрана. Позже он стал столицей династии Тахиридов. В 1037 г. его выбрал своей столицей создатель Сельджукского государства Тогрул-бек. От эпохи Аббасидов до монгольского нашествия Нишапур сохранял статус крупного культурного, торгового и интеллектуального центра исламского мира. Наряду с Мервом, Гератом и Балхом он был одним из четырех великих городов Хорасана и одним из величайших городов Средневековья, резиденцией правительственной власти в восточной части халифата. Его население одно время превышало население Багдада. В X в. Нишапур входил в десятку крупнейших городов мира.

Нишапур занимал важное стратегическое положение на Шелковом пути, кроме того, в нем было развито хлопчатобумажное, шелковое, текстильное и керамическое производства – в IX-X вв. он был одним из крупнейших центров гончарного дела и смежных ремесел на Востоке. Местная глазированная керамика стала важным предметом торговли на Западе.

Будучи крупным торговым городом, Нишапур стал местом, где встречались разные культуры, что способствовало превращению его в один из научных и культурных центров региона. В мусульманском мире Нишапур был прозван «Обителью знания» – Дар уль-ильм. Город является родиной таких выдающихся ученых исламского мира, как знаменитый хадисовед Имам Муслим (821-875) – автор сборника «Сахих-и Муслим», хадисовед и историк Хаким аль-Найсабури (933-1014), правовед и богослов Имам аль-Джувайни (1028-1085), один из классических суфийских авторов Абу Касим аль-Кушайри (986-1072), суфийский наставник Хаджи Бекташ Вали (ум. 1270), именем которого был назван тарикат бекташи, а также прославленный персидский поэт и суфий Фарид ад-дин Аттар (1145-1221) и поэт Омар Хайям (1048-1131). Гробницы Фарид ад-дина Аттара и Омара Хайяма на сегодняшний день являются одними из достопримечательностей Нишапура.

Согласно некоторым сведениям, первым медресе в исламском мире стало медресе Байхакия, открытое в Нишапуре в IX в. Арабский историк аль-Макдиси (1203-1267), исследовавший вопрос появления медресе, писал, что эти учебные заведения возникли в результате слияния двух структур: мечетей, в которых происходило обучение исламскому праву, и постоялых дворов (хан), которых в Нишапуре, как торговом городе, было в изобилии, и где проживали в том числе и учащиеся. Большинство из 30-ти медресе того времени исламского мира находились здесь. Медресе Нишапура, как с точки зрения своей организации, так и образовательных дисциплин, стали образцом для других подобных заведений исламского мира.

Население Нишапура на 2016 г. оценивалось в 264,4 тыс. человек. В настоящее время город является одним из центров ковроткачества. Именно местные мастерские создали самые большие в мире ковры, украшающие мечети Шейха Зайда в ОАЭ, Большую мечеть Султана Кабуса, президентский дворец Армении, посольство Финляндии в Тегеране, мечеть Мухаммада аль-Амина в Омане.

Около Нишапура находятся рудники, которые снабжали мир бирюзой, по крайней мере, на протяжении двух тысячелетий. Как заявляют минералоги, добываемая здесь бирюза по качеству не имеет себе равных.

ЮНЕСКО включило Нишапур в Список всемирного культурного наследия в качестве города с весьма древней историей.

http://islamosfera.ru/nishapur-obitel-znaniya-epoxi-rascveta-islamskogo-mira/