Тахмасп I, Шах Тахмасиб (3 марта 1514—1576) — второй шах Ирана. Старший сын Исмаила I, основателя династии Сефевидов.

Родился Тахмасиб I в 1514 году в городе Исфахан. Ещё в свои три года он был назначен правителем Хорасана. Решение Исмаила отдать провинцию своему трёхлетнему сыну Тахмасибу было предусмотрительным соблюдением устоявшейся тюрко-монгольской традиции назначения наследника престола в конкретно эту провинцию, а атабеком его стал Эмир Хана Мосуллу. Отец шах Исмаил I очень любил Тахмасиба и согласно указанию, данному им Див Султану Румлу в последний день своей жизни, он очень хотел, чтобы трон унаследовал именно Тахмасиб. Находясь на смертном одре, шах назначил Див Султана его опекуном и советником.

Гражданская война между кызылбашскими эмирами крайне ослабила государство и предоставила неожиданную возможность для двух наиболее грозных врагов Сефевидской империи, Осман на западе и узбеков на востоке, проникнуть вглубь сефевидской территории. Хоть и Сефевиды понесли значительные территориальные потери в результате этих нападений, но Тахмасиб, боровшийся против разлада и предательства сверху, как со стороны кызылбашских эмиров, так и своих собственных братьев, сумел удержать Сефевидскую империю в целостности на протяжении более чем полувека. В этом сыграл роль как шах Исмаил, который создал институционную структуру раннего Сефевидского государства и крепкость его динамической идеологии, так и личные качества шаха Тахмасиба. Тахмасиб правил 52 года, дольше, чем любой другой сефевидский монарх. Шах был как физически, так и духовно храбр. Он как и свой отец, писал стихи на азербайджанском языке. Помимо него творил на азербайджанском и племянник (сын брата) Ибрагим Мирза. Шах Тахмасиб добился многого в течение первых тридцати лет своего царствования. Он сумел удержать свое положение в течение десяти лет гражданской войны .

В 1524 году в возрасте 13 лет стал правителем-шахиншахом Сефевидского государства. После того, как Тахмасп был возведён на трон с согласия эмиров и армии, Див султан Румлу, который был атабеком Тахмаспа и, благодаря завещанию покойного шаха Исмаила I, амиром аль-умара, взял контроль над государственными делами и управлением державы в свои руки.

Осенью 1525 года, спустя год после восхождения Тахмаспа на трон, Див султан выступил из Лара на Тебриз, и послал письмо фракции устаджлы в Тебризе с таким содержанием, что поскольку Исмаил доверил Тахмаспа попечительству Див султана, который был одним из суфиев-ветеранов Дома Сефевидов, и взял с других эмиров торжественную клятву о том, что они не будут действовать вразрез с решениями Див султана, то их обязанностью таким образом является подчинение завещанию Исмаила, и что устаджлы должны поэтому выйти из Тебриза для того, чтобы поприветствовать Див султана; иначе начнётся гражданская война и враги Сефевидского государства получат шанс, которого они ждут многие годы.

Шах Тахмасп I

Cпустя несколько лет после его восшествия на престол появляются упоминания о присутствии в сефевидских войсках как пушкарей (топчиян), так и стрелков (туфангчиян). Использование пушек по прежнему ограничивалось в основном ведением осад. В 1539 году мы впервые слышим о новой военной должности топчибаши, или главнокомандующего артиллерией. Что касается ручного огнестрельного оружия, то отряды, использовавшие аркебузы или мушкеты, были частью сефевидских войск ещё до смерти шаха Исмаила, и о них часто упоминается в источниках после восхождения на престол Тахмасиба.

В период Тахмаспа I губернатор Систана Малик Махмуд был вытеснен новой элитой, кызылбашскими вождями, которые назначались в качестве губернаторов и вали провинции. В 1538 году Шах Тахмасп отправил войска на подавление мятежа в Ширване, возглавляемым Альгасом и последний ширваншах из династии Дербенди Шахрух был захвачен в плен. Так был положен конец существованию некогда могущественного Государства Ширваншахов. В 1540 году в двор шаха Тахмаспа прибыли изгнанные из Османской империи анатолийские кызылбаши. Они преподнесли свои дары шаху по мере возможностей. Затем шах приказал им отправиться в три части его земель, а именно, одну часть он послал в провинцию Хорасан, другую в провинцию Ширван и третью в провинцию Ирак.

Шах Тахмасп принимает Хумаюна при своём дворе в Исфахане

При Тахмаспе ковроделие стало приоритетной государственной индустрией, а персидская школа изобразительного искусства в лице Кемаледдина Бехзада, Султана Мухаммеда и Ага Мирака получила новый толчок в развитии именно благодаря покровительству Тахмаспа и его увлечённости различными видами искусства. Военная, а следовательно, и политическая власть в этот период по-прежнему находилась в руках у кызылбашских племён как на центральном, так и на провинциальном уровнях таким образом, что после распределения земель среди племенных элементов центр лишь поверхностно контролировал дела провинций. Несмотря на то, что провинциальные административные структуры явно копировали структуру центра, племена считали пожалованные им в провинциях земли — в качестве тиюля, икта или земельного пожалования — своими собственными. Доходы от них на практике были жалованиями, над которыми центр имел слабый контроль. Местные власти также назначали своих собственных судей и пользовались автономией в организации религиозных дел.

Положение райятов, несколько облегчённое при шахе Исмаиле I, снова стало очень тяжёлым к концу правления шаха Тахмаспа I. В стране происходили восстания крестьян и ремесленников. История этих народных восстаний почти не изучена. Особенно упорным было восстание в Гиляне. Экономически эта область была тогда мало связана с центральным Ираном. Шахская власть там была слаба. После усмирения возмущения Амирэ Дубаджа, хана Бийэ пас (рештского), шах отдал его владения в управление Хан-Ахмед-хану, владетелю Бийэ пиш (лахиджанскому, правившему в 1536—1568 и 1578—1592 гг.), из династии Кийя. Когда в 1568 г. шах пожелал вернуть ханство Бийэ пас Джемшид-хану, сыну Амирэ Дубаджа, возникли споры из-за разграничения земель, послужившие поводом для возмущения Хан-Ахмед-хана лахиджанского против шаха. Хан-Ахмед-хан был разбит, низложен и заключён в крепость Истахр близ Шираза. Но народные массы Гиляна упорно обороняли свою самостоятельность. В 1569 г. они собрали восемнадцатитысячное ополчение и провозгласили ханом одного из членов низложенной династии. Восстание было подавлено, наместником Гиляна назначен был седьмой сын шаха Махмуд-мирза, земли в Гиляне были разделены между эмирами племени устаджлы и других кызылбашских кочевых племён (1570 г.). Притеснения и насилия этих эмиров вызвали восстание «гилянского простонародья, черни, сброда и подонков», как официальные источники называют крестьян и городскую бедноту. Кызылбашские эмиры и шахские чиновники были частью перебиты, частью изгнаны (1571 г.). Вся область оказалась в руках восставших. Борьба гилянцев с шахскими войсками шла с переменным успехом, и только в 1572 г. сильное феодальное ополчение из воинов устаджлы и других кызылбашских племён, посланное шахом в Гилян, смогло, наконец, подавить восстание.

К моменту смерти Тахмаспа в 1576 году племя устаджлы занимало 15 ключевых постов в государстве, включая такие влиятельные должности, как опекунство различных принцев и губернаторство Хорасана. Последнее также означало пост опекуна будущего шаха Аббаса I, второго сына Мухаммеда Худабенде, старшего сына Тахмаспа. Устаджлы также занимали посты губернаторов Сарахса, Систана, Шуштера и Дизфуля. Скончался в 1576 году в городе Казвин.

https://muhtesemyuzyil.fandom.com/ru/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%85_%D0%A2%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BF