Первым, кто стал указывать, что какую-то ноту следует играть «громко» или «тихо» (знаки piano и forte) считается итальянец Джованни Габриели. Между тем философ, богослов, астроном и суфий Кутб ад-Дин Ширази за три века до него ввел обозначения аналогичного назначения. Кроме того, разработанная им система была гораздо более сложной, пишет профессор Фазлы Арслан.

Для того, чтобы музыканты не исполняли музыкальные произведения по своему усмотрению, в нотах применяются специальные обозначения для пояснения характера исполнения. Например, такие знаки, как forte, piyano, sforzando, показывают, как громко следует играть ноты, другие, такие как adagio или allegro, указывают на темп. Самые простые из них, а именно знаки forte «громко» и piyano «тихо», впервые в 1597 на Западе использовал итальянский композитор Джованни Габриели (1557-1612). И если он ввел только два обозначения, то в трудах мусульманского ученого и суфия Кутб ад-Дина Ширази (1236-1311), жившего на три столетия раньше, встречается целая система схожего назначения. Кутб ад-дин Ширази родился в 1236 году в городе Казерун (Иран) в известной суфийской семье.В конце его музыкального трактата «Дуррат ат-тадж» приводится нотная запись “бесте” (музыкального произведения) на основе системы абджад, которую разработал теоретик музыки XIII века Сафи ад-Дин Урмави. Последний цифрами над нотами обозначал музыкальный темп. Ширази же сделал эту систему более сложной, введя другие обозначения.

Согласно нашим исследованиям, источником вдохновения для ученого послужил таджвид – правила орфоэпического чтения Корана. В пользу этой версии говорит тот факт, что все эти знаки имеют те же названия, что и правила таджвида, а по своему смыслу зачастую дублируют их. Кроме того, хотя «Дуррат ат-тадж» написан на персидском языке, все обозначения в нем – арабские.

Джованни Габриели / Источник: GZT

Английский музыковед Оуэн Райт, специализирующий на ближневосточной музыке, включил разработанную Ширази систему в свою работу «Модальная система арабской и персидской музыки» («The Modal System of Arab and Persian Music»), а также привел его бесте в современной музыкальной нотации.

Свою систему Кутб ад-Дин Ширази назвал «Ахвал-и нагамат» («Положения музыки»). Она включает следующие обозначения.

Мадд (مد): «удлинять».

Вакф (وقف): «остановиться».

Сакин (ساكن): знак, обозначающий отсутствие гласного звука.

Джахр (جهر): означает явное, громкое исполнение, аналогичен современному знаку forte.

Кутб ад-Дин Ширази / Источник: GZT

Мушаддад (مشدد): «резкий». Профессор Оуэн Райт указывает, что мушаддад совпадает с современным знаком sforzando, который, как известно, обозначает внезапный резкий акцент.

Мушаддад ва джахр (جهر و مشدد): Райт называет этот знак соответствующим fortissimo («очень громко»). Такое обозначение, когда знаки мушаддад и джахр стоят рядом, у Ширази встречается всего два раза.

Хуфут (خفوت): «тихо», соответствует знаку piyano.

Муфаххам (مفخم): Райт расшифровывает значение этого обозначения на основе современного музыкального обозначения rinforzando «усиленно».

Мухталяс (متتلس): «отрывисто». Согласно Райту, соответствует знаку sataccato.

https://vk.com/@islamosfera-kutb-ad-din-shirazi-i-ego-notnye-zapisi