Планы строительства метро в Тегеране появились ещё в конце 1960-х годов. В 1970 году муниципалитет Тегерана объявил международный тендер на строительство метро в Тегеране. Французская компания SOFRETU, аффилированная с Транспортным управлением Парижа (RATP), выиграла тендер и в том же году начала предварительные исследования по проекту. В 1974 году был представлен окончательный отчёт с предложением так называемого «уличного метро», предполагавшего сооружение сети дорог с кольцевой скоростной дорогой в центральной части и двумя автомагистралями для новых городских районов и систему метро с 8 линиями, которые были дополнены автобусной сетью и услугами такси.

Геологические изыскания начались в 1976 году. В 1978 году французская компания начала строительство метро в северном Тегеране. В 1979 году произошла Исламская революция, в 1980 году началась Ирано-Иракская война, после чего SOFRETU свою деятельность в Иране приостановила. 3 марта 1982 года иранский кабинет министров официально объявил о прекращении французской компанией работ по сооружению Тегеранского метрополитена. В апреле 1985 года «План строительства Тегеранского метрополитена» был повторно одобрен Маджлисом (Иранским парламентом). Строительство метро, начатое до революции, возобновилось. Однако из-за продолжающейся войны работа продвигалась медленно и часто останавливалась. Уже к лету 1985 года стремительный рост населения города и недостаточное развитие общественного транспорта убедительно показывали важность проекта. Для управления строительством была создана Metro Company.

В марте 1999 года с помощью китайской компании NORINCO удалось запустить наземную пригородную линию от площади Свободы в город-спутник Кередж (сейчас эта линия под номером 5) длиной 31,4 км. Со временем эта линия подросла в обе стороны до 67,3 км и сейчас на ней расположены 12 станций. Первая линия собственно метро, протянувшаяся из престижного района Шамиран в предгорьях Эльбурса до мавзолея Хомейни в пустыне Кевир, была открыта в 2000 году.

Сегодня Тегеранский метрополитен – это современный, удобный и красивый вид общественного транспорта. Современный, потому что построен при участии нескольких международных компаний с различным опытом метростроительства. Удобный, потому что предусматривает самые важные для горожан и туристов направления – от соединения исторического центра с пригородами до специальной линии в аэропорт. Красивый, потому что, по сути, представляет собой национальную художественную галерею, украшенную картинами, фотографиями, мозаиками, лепниной и классической персидской каллиграфией.

 

Источник: http://n-metro.ru