Хотя существуют дискуссии относительно использования этих терминов, названия базубанд или дастана закрепились за трубчатыми металлическими наручами восточного происхождения, получившими распространение в Иране, Индии, Османской империи, Восточной Европе, а также в России и на Кавказе.

В Иране трубчатые наручи были известны уже в VIII веке, как о том свидетельствует изображение на щите из развалин крепости Муг на территории современного Таджикистана. Базубанды классической формы сформировались, однако, только в конце XV – первой половине XVI века. На протяжении сотен лет они использовались в Персии, Иране, Османской империи. Их можно увидеть на средневековых миниатюрах, изображающих пеших и конных персидских воинов, например, иллюстрациях к легендарному эпосу «Шахнаме».

Базубанды состоят из изогнутой пластины, покрывающей внешнюю сторону руки от запястья до локтя. К руке они прикрепляются с помощью кожаных шнуров или клапана на шарнирах, закрывающего запястье. У таких наручей могла иметься и защитная рукавица, иногда кольчужная, но обычно из мягкой ткани, часто из бархата, украшенного позолоченными заклепками. Базубанды обычно носили вместе с доспехами чарайна или зерцальными доспехами.

Такие наручи были, как правило, парными. Но в более поздние времена в Индии и Персии их часто надевали только на одну руку. Всадники – на ту, которой держали уздечку, а пешие воины – на ту, в которой был меч.

Существует несколько вариантов отделки базубандов: от очень простой до инкрустации золотом и сложной гравировки. В исламских странах нередко на них носили молитвы и отрывки из Корана. Наручи знатных людей богато украшались, в том числе драгоценными камнями.

Конструкция оказалось настолько удачной, что данный тип защиты предплечья практически без изменений просуществовал до второй половины 17 века, т.е. до того времени, когда от доспехов стали отказываться.

В XIII веке наручи типа базубанд появились и на Руси. Существует две версии, у кого они были заимствованы. Согласно первой, у тюрок, а согласно второй – привнесены из стран Ближнего Востока с монгольским нашествием. Такие наручи XIII–XIV веков находили в раскопках на территории Украины и Беларуси. Знатные русские воины XVI века носили базубанды, часто богато украшенные.

Иранские, турецкие и индийские разновидности базубандов использовались и на Кавказе. Возможно, именно о них пишет М.Ю. Лермонтов, описывая «удалого кабардинца»:

Он в кольчуге драгоценной,

Налокотниках стальных,

Из Корана стих священный

Писан золотом на них.

В Польше базубанды были известны как карважи. В комплекте с кирасой они часто использовались как элемент кавалерийских доспехов в XVII и XVIII веках, в частности, у гусаров. Наручи у последних, как правило, были лишены перчаток и имели более простую форму. В XVII веке под польским влиянием такой комплект появился и в других странах Европы.

Базубанды не сдают своих позиций и в наши дни. Они весьма популярны среди любителей Общества творческого анахронизма (The Society for Creative Anachronism) и реконструкторов благодаря отличному балансу между защитой, весом и маневренностью, а также эффектному внешнему виду. (Общество творческого анахронизма – движение, члены которого занимаются исследованиями и воссозданием навыков, искусств, боевых действий и культуры Средневековья). В Интернете можно найти множество предложений о продаже базубандов, в том числе новоделов, а также обучающие видео по их изготовлению.

https://islamosfera.ru/bazuband-naruchi-voinov-vostoka-i-zapada/