Хадидже Сакафи - «Великая леди Ирана»
Хадидже Сакафи, жена аятоллы Хомейни, прожила с ним 60 лет, разделяя все радости и печали, пишет Хадидже Хайдари.
«Моя возлюбленная! С тех пор, как я был разлучен с моей дорогой возлюбленной и моей опорой, я всегда помнил тебя, и твое прекрасное лицо запечатлелось в моем сердце. Моя дорогая, пусть Аллах сохранит тебя под Своей защитой! Я надеюсь, что ты здорова и счастлива… Я нахожусь в прекрасном Бейруте. Мне искренне хочется, чтобы и ты была здесь. Город и море прекрасны. Увы, моей любимой нет здесь, со мной… С любовью к вам».
Кто эта возлюбленная, к которой с такой теплотой обращается лидер Исламской революции Рухолла Хомейни в письме, написанном им в Бейруте, когда он направлялся в Мекку для совершения хаджа в марте 1933 года?
Хадидже Сакафи, которую прозвали «Кудс Иран», родилась в 1913 году в Тегеране в богатой семье. Ее отец Мирза Мохаммад Сакафи был уважаемым священнослужителем, а дед Мирза Абульфазл Техрани – религиозным ученым и одним из видных деятелей Тегерана. Ее бабушка была дочерью министра финансов при дворе Насер од-дин Шаха Каджара и обладала огромным состоянием.
Хадидже провела свое детство и юность в роскоши и комфорте. Когда ей было девять лет, ее семья переехала в город Кум, где ее отец решил продолжить свое религиозное образование, а девочка осталась в Тегеране с бабушкой.
Несколько лет спустя во время одного визита к родителям отец рассказал Хадидже о молодом человеке, который просил ее руки. Им был молодой Рухолла Хомейни, в то время учившийся в одном из учебных заведений Кума. Мохаммад Сакафи испытывал к нему симпатию, в его глазах он был вежливым молодым человеком, интересующимся науками и религией. Поэтому он передал просьбу своей дочери, но она отказала, не желая выходить замуж за священнослужителя. Девушка стояла на своем, хотя ее руки просили для Хомейни несколько раз.
Все изменил приснившийся ей сон. Хадидже увидела, что Пророк Мухаммад (мир ему), Имам Али и Имам Хасан (да будет доволен ими Аллах) сидели в каком-то доме, который, как позже вспоминала сама женщина, оказался тем самым домом, в котором она вышла замуж. Девушка рассказала о сне своей бабушке, и та, сочтя это знамением, заявила внучке, что она должна выйти замуж за Хомейни.
Таким образом, брак был заключен в месяц Рамадан в 1929 году. Молодые поселились в Куме. Первые месяцы замужней жизни для избалованной молодой женщины были очень трудными. Ей не нравился Кум, доход, который получала семья Хомейни, был равен стоимости туфель Хадидже до ее замужества. Женщина была одна весь день, так как Рухолла был занят учебой либо дома, либо в религиозной школе. Но ее жизнь изменилась после рождения Мостафы, ее первого сына, за которым последовало рождение других детей. Всего у Хомейни и его жены было восемь детей, три сына и пять дочерей. Трое их них умерли еще маленькими.
Хадидже смогла все выдержать благодаря своей любви к мужу и его взаимной любви и уважению к ней. Такая жизнь продолжалась вплоть до смерти видного религиозного авторитета того времени, аятоллы Боруджерди, преемником которого стал Хомейни. Когда вскоре после этого Мохаммад-Реза Пехлеви начал проводить политику, направленную против религиозных деятелей, Хомейни возглавил оппозицию против шаха.
Жизнь Хадидже вступила в новый этап, когда их дом превратился в своего рода штаб-квартиру для сторонников и защитников Рухоллы, а также для собраний и выступлений против властей. Позже Хомейни подвергся серии арестов, был заключен в тюрьму, а в 1965 году выслан вместе со своим сыном Мостафой в турецкий город Бурса, а затем в иракский Наджаф. Хадидже присоединилась к своему мужу и сыну. Здесь ей приходилось гораздо сложнее, чем в Куме, так как женщине пришлось оставить все, что связывало ее с Ираном, уехать от своей семьи, друзей и родственников. Позже она рассказывала, что они жили в маленьком доме, где не было даже холодильника и телефона.
Семью постигло и еще одно горе – Мостафа, которого Хадидже очень любила, в 1977 году был отравлен. Это было сильное потрясение для матери. Когда Хомейни вместе с сыном Ахмадом был выслан во Францию, семье снова пришлось переезжать. В их оживленном доме в городе Нофль-ле-Шато ежедневно собирались революционно настроенные молодые люди, поддерживающие Хомейни и выступавшие против шаха. Хадидже очень помогало ее знание Франции, французской культуры и языка.
В феврале 1979 года Хомейни вернулся в Тегеран со своим сыном Ахмадом, а через несколько дней прибыла и Хадидже. События набирали оборот. Хадидже впоследствии вспоминала в интервью о страданиях и усталости, которые испытывал ее муж в то время. Но всякий раз, когда она увещевала его немного отдохнуть, он говорил ей, что на его плечах лежит долг.
Сторонникам Хомейни удалось свергнуть шахский режим, но годы лишений сказались на здоровье лидера. В 1986 году у него начались проблемы с сердцем. В 1989 году он пережил еще один обширный инфаркт, а 3 июня скончался в результате очередного сердечного приступа. Хадидже тяжело пережила смерть мужа. Еще одним потрясением для нее стала кончина ее сына Ахмада, случившаяся в 1995 году при загадочных обстоятельствах.
Хотя Хадидже не нравились масштабы политической деятельности мужа, и не во всех вопросах она была согласна с ним, женщина всегда поддерживала его и старалась заботиться о семье. Она прославилась своим терпением и безмятежным выражением лица, а также попытками превратить свой дом в тихое убежище, далекое от политики. Вместе с этим, по словам ее родственников, Хадидже была сильной и независимой личностью, делающей то, что хотела, не заботясь о мнении других. Она также любила читать книги, стихи, следила за новостями, много путешествовала.
«Мой отец глубоко уважал и почитал маму, и очень любил ее… Когда она уезжала или отсутствовала дома, он грустил и постоянно спрашивал о ней», – рассказывает Захра, дочь Хомейни в фильме «Великая леди Ирана», снятым режиссером Мостафой Раззаком Карими.
Несмотря на все потрясения, выпавшие на ее долю, Хадидже оставалась сильной, никогда не выражая свою печаль и боль, продолжала радоваться своим детям и внукам. После болезни, длившейся семь месяцев, она умерла в день иранского праздника Навруз 21 марта 2009 года в больнице в Тегеране. Ее похоронили рядом с мужем.
В документальном фильме горничная жены Хомейни рассказывает: «У леди была комната, о которой она очень заботилась, в ней хранились важные для нее вещи. Особенно берегла она маленькую шкатулку… После ее смерти ее дочери решили открыть ее, чтобы посмотреть, какие сокровища так стремилась сохранить их мать. Мы открыли коробку и, вынув несколько кусочков бумаги и ткани, добрались до самого ценного. Это была фотография Ахмада и Мостафы, двух ее умерших сыновей».
https://vk.com/@islamosfera-hadidzhe-sakafi-velikaya-ledi-irana