Четыре иранских объекта были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
С 28 ноября по 3 декабря в Рабате (Марокко) прошла 17-ая сессия Межгосударственного комитета по нематериальному культурному наследию. На этой сессии в список нематериального культурного наследия человечества были включены 46 объектов. Из Ирана было предложено 6 совместных или многонациональных элементов, четыре из которых были приняты ЮНЕСКО.
"Шаб-е Ялда/Шаб-е Челле", "Искусство изготовления уда и игры на нем", "Туркменское рукоделие/Туркменская вышивка", "Разведение шелковичных червей и традиционное производство шёлка для ткачества" – четыре совместных объекта Ирана, которые были включены в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Это в то время как два других объекта, т.е. "Праздник Мехрган" и "Искусство изготовления Рубаба и игры на нем" не попали в этот список.
Многонациональный файл "Шелководство и традиционное производство шёлка для ткачества" был внесен в список ЮНЕСКО на имя Ирана, Афганистана, Азербайджана, Турции, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Согласно историческим документам, шелководства зародилось в Китае, и датируется к 2650 годам нашей эры. Тогда шелковый путь играл значительную роль в передаче этих знаний и навыков странам, которые находились на этом пути. Иран был одной из тех стран, которые были известны в мире по производству коконов и шёлка, так что в пятом и шестом веках нашей эры - времени правления династии Сасанидов - эта отрасль переживала значительный бум.
Шелководство и ткачество шелковой ткани были популярны в прошлом, особенно как базовое и важное ремесло в провинции Голестан. Они вносили значительный вклад в экономику семьи и региона, но в последние несколько лет они стали менее распространенными.
Туркменское рукоделие (искусство туркменской вышивки) было совместно внесено в список ЮНЕСКО на имя Ирана и Туркменистана.
Среди туркмен рукоделие известно также как "кеште", "кокджеме" и "ильме". История рукоделия в нынешнем Туркменском районе насчитывает восемь тысяч лет. Рукоделие – это вид ручного труда, туркменские мастера вышивают разнообразные изображения по шелковым или шерстяным тканям натуральным шелковыми, хлопковыми или синтетическими нитями типа акрила. Цвет большинства рисунков и тканей красный, и, конечно же, используются и другие цвета, такие как бордовый, желтый, белый, индиго, синий, оранжевый и зеленый, но у туркмен красный цвет является символом крови, пролитой в победе и пламени огня.
Файл искусства изготовления и игры на уде относятся к нематериальному наследию, которое Ирану удалось зарегистрировать как совместный или многонациональный файл на той же сессии.
Уд — это 1500-летний инструмент, который проник из Ирана в арабские страны. В настоящее время в Иране его изготавливают и играют на нем. Верхняя пластина инструмента сделана из кожи, в арабских странах верхнюю пластину делают из дерева, поэтому ее называют "Уд" (дерево).
На уде арабы исполняют арабскую музыку, турки - турецкую, а иранцы - иранскую. В настоящее время этот инструмент широко используется для игры в оркестре или для сольной игры во всех районах Ирана, а также преподается в учебных центрах и университетах.
Этот инструмент, как и многие другие щипковые инструменты, кладется на ногу музыканта. Музыкант кладет пальцы на гриф одной рукой, играя на медиаторе другой рукой. Тело инструмента имеет грушевидную форму и относительно большое. Его ручка обычно короткая и не имеет рукоятки. Большинство типов этого инструмента имеют 10 струн, связанных попарно.
Хорезми в книге "Муфатих аль-Улум" назвал этот инструмент "барбат", говоря, что это в основном "барбат" (утка), потому что его внешний вид похож на грудку и шею утки.
"Шаб-е Ялда/Шаб-е Челле". как 19-е нематериальное наследие Ирана совместно с Афганистаном было внесено в список ЮНЕСКО.
В файле, связанным с Ялдой, говорится: "Ялда — это древнее празднование. Люди празднуют победу лучей солнца над тьмой, света и тепла жизни. Это празднование зимнего солнцестояния в Иране. Этот праздник совпадает с последней ночью осени и самой длинной ночью года в северном полушарии".
В последнюю ночь осени все родственники собираются в доме старшего члена семьи и веселятся до рассвета. В празднике Ялды дети выступают в качестве будущих ведущих, а женщины - осей жизни, семьи и основой для сбора родственников и друзей. Во время проведения ночи Ялды в центре внимания находятся и передаются следующему поколению такие ценности, как культурная самобытность, внимание к природе и традиционной хронологии, уважение важного положения женщин и детей в семье, примирение, дружба, гостеприимство и знакомство с уважением к различным проявлениям культуры.
В связи с биологическими особенностями людей этой территории и связи с природой и вселенной Ялда продолжалась с древних времен до сегодняшнего дня и постепенно появились некоторые изменение в способе ее проведения, а не в её структуре и природе, и до сих пор разные племена территории Ирана празднуют "Ялду".
https://parstoday.com/ru/radio/iran-i172940