Согласно Конституции ИРИ (статьям 13 и 14) зороастрийцы, евреи и христиане считаются единственными религиозными меньшинствами, которые свободны в отправлении своих религиозных обрядов в рамках закона, и в личной жизни и религиозном образовании действуют на основе своей религии.

В Зороастрийской религии, вера ("даэна" на языке Авеста) приводится в значении совести. В основе учения пророка Заратуштры лежит свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. Спитама Заратустра (Зартошт) назвал свое учение "Даэна Вангухи" - "Благая Вера", точнее "Благое Ви́дение", "Благое Мировоззрение", "Благое Сознание".

В зороастризме верующим считают того, кто помогает людям, кто индивидуально нашел и избрал правильный путь к религии и познанию мира внутреннего и окружающего. Для обозначения зороастрийцев используются такие названия, как маздаисты, маздаяснийцы и почитатели Мазды, Ахураи и бехдини (behdin).

Около двухсот тысяч зороастрийцев живут в современном мире, из них в Иране — всего около 25 тысяч.

Исследовательница Мэри Бойс (MaryBoyce) назвала зороастризм самой трудной для изучения живой религией мира. Это обусловлено его необычайной древностью и сложной историей. Возникновение зороастризма Бойс датировала периодом около 3500 лет назад. Будучи государственной религией Персидских империй с VI века до н.э. по VII век н.э., зороастризм распространился на огромной территории Ближнего и Среднего Востока. Однако арабское завоевание положило конец его доминированию. На смену зороастризму пришел ислам.

Точные даты жизни пророка Заратуштры, которого античные авторы упоминают под именем Зороастра, неизвестны, приблизительно установлено, что он жил после 1500−1200 гг. до н.э. Он был священнослужителем и составил Гаты, семнадцать гимнов, обращенных к богу. Гаты легли в основу и стали частью Авесты — священного писания зороастрийцев.

В зороастризме уже присутствовала идея свободного выбора между добром и злом, посмертного суда и воздаяния, рая и ада, где владычествует Ангра-Манью. Посмертное воздаяние зависит от поступков и помыслов человека, которые будут взвешены на суде после его смерти.

Заратуштра предписал последователям новой религии молиться пять раз в день, предварительно омыв лицо, руки и ноги. Зороастризм особенно внимателен к понятию чистоты, прежде всего ритуальной, отсюда многочисленные обряды очищения и ограничения, связанные с загрязнением и осквернением. По этой причине, например, труп человека не захоранивался в земле и не сжигался, чтобы избежать осквернения священных стихий. Раньше покойников оставляли на открытом воздухе — на специальных «башнях молчания». Сейчас зороастрийцы прибегают к другому способу: земляная могила заполняется цементом, чтобы мертвая плоть — воплощение нечистого — не соприкасалась с землей.

Наряду с христианами и иудеями,проживающими в Иранае, для них зарезервировано одно место в парламенте, они могут содержать собственные школы и детские сады, создавать культурные и спортивные объединения и иметь отдельное кладбище. У них есть собственные новостные и информационные ресурсы и печатные издания. Например, «Берасад» и «Амордад». Для религиозных церемоний и праздников, а также свадеб у зороастрийцев есть свои залы и помещения.

К 1970-м годам большинство зороастрийцев Ирана уже проживало в Тегеране, такое положение сохраняется и сейчас. Однако Йезд был и остается одним из важнейших центров этой общины. В одноименной провинции сохраняются зороастрийские селения.

https://regnum.ru/news/1959582.html