Газневско-сельджукская ось относится к правящим городам этих двух исторических периодов в Иране в дополнение к их историческим памятникам. Памятники времен первых газневидских султанов сегодня редко встретишь. К сожалению, из всех зданий, построенных в период Газневидов, остался только «Дворец Лашкари Базар». Однако, согласно историческим источникам,правители  этого периода были заинтересованы в строительстве очень пышных и роскошных зданий.

Архитектурное наследие Газневи-Сельджукской оси в Хорасане

Основываясь на источниках той эпохи, особенно на Абу-л-Фадле Байхаки, известном иранском историке XI века, мы узнаем , что эти султаны построили великолепные дворцы, сады, рынки (базары), мечети и школы в каждом из важных городов Ирана.

Дворец Аднани, базар Ашеган и сад Балх, дворец Шадиях (павильон) (вокруг Нейшабура), дворец Махмуд в афганском Газни, сад Сад Хазара, расположенный в Газни, а также дворец и сад Фирузи в Газни.

Индийские статуи, найденные в Газни в последние годы, позволяют предположить, что Газневиды установили эти статуи в своих дворцах в ознаменование победы в своих войнах.

Более того, искусство периодов династии Сельджуков и Хорезмийцев (Ануштегинидов) составляет часть искусства постисламского периода. Это искусство охватывает годы, когда эти династии находились у власти в Средней Азии, Иране и Анатолии. Он также включает периоды смуты и упадка в истории сельджуков в Иране. Эти периоды длились в общей сложности два века.

Работы иранских архитекторов этого периода

Примечательно, что нововведения иранских архитекторов на газневско-сельджукской оси принесли широкие результаты от Индии до Малой Азии. Художники создавали долговечные произведения в самых разных искусствах, включая текстиль и керамику, изделия из слоновой кости и изделия из металла с региональными особенностями.

Искусство архитектуры также достигло относительного расцвета и совершенства в эпоху сельджуков, и художники и архитекторы создали множество произведений. В этот период некоторые крупные иранские мечети были созданы путем объединения двора с четырьмя портиками (айванами или эйванами) и квадратного зала с куполом (чартаки, что означает купольная камера), так что центральный двор и четыре эйвана вокруг него стали основой религиозной архитектуры в Иране.

С другой стороны, стены здания были украшены лицевой кирпичной кладкой с использованием ее художественных особенностей в произведениях газневско-сельджукской оси. Архитекторы создавали различные конструкции из кирпича. Искусство кирпичной кладки и украшения зданий резным кирпичом было распространено в Иране с 11 века, продолжалось и приобретало более совершенный характер до конца 12 века.

К концу эпохи большое значение приобрели лепнина и живописные украшения. В архитектурных украшениях также использовались бирюзовые глазурованные изразцы.

Описание мирового значения газневиско-сельджукских произведений

Нам необходимо рассмотреть некоторые моменты, касающиеся значения искусства и архитектуры Газневидов, чтобы получить более точное представление об этом периоде.

Существование исторических памятников Газневидов и их названия в достоверных историко-литературных источниках свидетельствуют о величии иранской цивилизации в этот период. Эти впечатляющие строительные работы проявились в строительстве минаретов, дворцов, школ, мечетей, садов и погребальных сооружений с различными красивыми украшениями. Они также подчеркивают важность архитектурных украшений в украшении зданий указанного периода.

Ниже приведены особенности искусства и архитектуры периода Газневидов и построек оси Газневи-Селджук:

-Широкое использование мраморной резьбы

-Разнообразная кирпичная кладка с техниками резки и формовки

-Однотонная плитка с рельефными узорами и мотивами

-Фрески

-Штукатурные и деревянные изделия в архитектурных украшениях

-Рисунки и мотивы (узоры), в том числе разнообразные изящные надписи куфическим письмом и письмом насх.

-Символические мотивы (сосульки)

-Гармоничные и переплетающиеся растительные орнаменты и узоры (арабески и хатайские узоры)

-Геометрические узоры, такие как шесть и восемь точек и узоры пили.

-Различные животные и птицы,  как лошади, слоны, львы, орлы и т. д.

-Роль людей и других существ с такими темами, как батальные сцены, пиршества и ряд движущихся животных.

Украшения периода Газневидов в основном сочетаются и повторяются в алтарных обрамлениях, модахеле, геометрических обрамлениях и бордюрах.

https://www.destinationiran.com/ghaznavi-seljukian-axis-khorasan.htm