Исторический дом Садуги - это красивое здание периода Каджаров в городе Йезд, которое было построено недалеко от площади Амира Чахмака и в историческом контексте Йезда, и которое на протяжении всей истории играло важную роль в культурной и политической  жизни города.

В социальном и политическом плане этот дом пережил три разных периода:

Первый период был во время правления Каджаров, когда владелец дома спроектировал и построил этот дом  для религиозных мероприятий под названием «Ровзе».

Примерно через 100 лет после постройки этого особняка, то есть в 1320 году нашей эры, его купил ученый и аятолла Мохаммад Садуги, с тех пор это место стало базой религиозной и политической деятельности.

Комнаты, приемный зал и внутренний двор дома стали местом прихода и ухода простых людей и различных политических и общественных деятелей, и мало-помалу этот особняк, помимо своих уникальных архитектурных особенностей, стал привлекать людей для решений проблем и требований своего времени.

После мученической смерти аятоллы Садуги в 1361 году его сын Мухаммед Али Садуги, покойный Ходжат аль-Ислам ва Муслимин, сохранил этот дом в качестве базы для социальной и культурной деятельности в Йезде и продолжил духовное и материальное наследие этого дома.

Дом мученика Садуги был зарегистрирован в списке национальных памятников Ирана как исторический дом периода Каджаров в 1382 году, а в 1396 году он прошел годичный период реставрации в соответствии с принципами реставрации исторических зданий.

Поскольку этот дом является местом для молитв и проведения ежегодного траура по имаму Хусейну, святого мученика в шиизме, религиозные смыслы также проявляются в архитектурно-декоративных элементах дома. Если обратить внимание на колонны в главном дворе можно увидеть художественный узор из двух голубей со словами «Ва Хусейна» ( О Хусейн!)  и «Ва шахида» (О шахид!), оформленных особым образом.

Такого религиозного символа нельзя увидеть ни в одном другом здании Йезда, и эта особенность отличает это здание.

В других частях этого дома   можно увидеть другие украшения с религиозным подтекстом, например, на главной веранде дома видна пятая строфа знаменитой поэмы Мохтешама Кашани с подписью «Кровь из его жаждущего горла пролилась на землю» , она выполнена в  очень красивой каллиграфической форме  и оштукатурена и глазирована, и является уникальным в своем роде.

Этот дом построен в оригинальном архитектурном стиле Йезда из глины и грязевых материалов, толстые глиняные стены служат тепло- и холодоизоляцией.

Различные комнаты с функциональной архитектурой и красивым декором добавили ценности этому особняку.

Главный двор дома с двумя крыльцами и многочисленными колоннами с красивой переплетенной резьбой, лепниной и персидскими мотивами, а также игра света и цвета в створчатых дверях делают это здание одним из самых красивых.

Зеркальная комната, как одна из самых уникальных частей этого дома, расположена в самом сердце этого здания. Внутри комнаты есть много уступов, на каждом из которых установлено множество зеркал таким образом  что отражения зеркал создают красочные и оригинальные изображения.

Конечно, не следует игнорировать мастерство каджарских художников, которым удалось создать прекрасные изображения исламских мотивов, птиц и других иранских форм в нишах комнаты, используя сосуществование резных зеркал и лепнины, потому что, даже спустя более двух столетий, они до сих пор притягивают взгляды и ошеломляют.

Часть стен комнаты также украшена уникальной в своем роде семицветной росписью, в том числе золотой, и растительными мотивами и бордюрами. Потолок комнаты также дополняет искусство художников его эпохи красивой лепниной и подобными же мотивами.

Пое-аб или точка доступа к воде из акведука находится во дворе дома у входа в подвал, куда можно попасть, пройдя десятки кирпичных ступеней. Во времена, когда они были единственным источником питьевой воды для яздовцев, в таких домах акведуки играли ключевую и важную роль.

В старину, особенно летом, это место использовалось как холодильник для хранения продуктов из-за его прохлады.