Согласно легендам, Шахрбану, дочь последнего сасанидского шаха Йездигерда III (632-651), стала женой Хусейна, сына Али (да будет доволен ими Аллах) и родила от него сына.

Недалеко от Рея, южного пригорода Тегерана, на склоне небольшого горного хребта, простирающегося на восток и известного под названиями гора Табарак, Кух-э-Рэй, или Кух-э-Биби Шахрбану, возвышается святилище, которое посещают многочисленные паломники. Это комплекс Биби Шахрбану и, как считается, под его куполом упокоена Шахрбану, дочь последнего сасанидского шаха Йездигерда III (632-651).

Существуют разные варианты легенды о ней. Согласно одной из них, девушка была захвачена арабами и доставлена в Медину, где вышла замуж за Хусейна (да будет доволен им Аллах). От него она родила сына Али Зайн аль-Абидина, четвертого шиитского имама. После битвы при Кербеле Шахрбану бежала обратно в Персию, преследуемая врагами ее покойного мужа. Им удалось почти схватить ее, когда она добралась до Рея. Женщина в отчаянии попыталась воззвать к Аллаху, но вместо «Йа Аллаху» («О Аллах!») она воскликнула: «Йа кух» («О гора!»). Тогда гора чудесным образом раскрылась, и Шахрбану вошла в нее. Со временем на этом месте было построено святилище, которое могли посещать только женщины и мужчины-потомки Мухаммада (мир ему). Некоторые шиитские источники сообщают, что Шахрбану умерла вскоре после рождения Али и была похоронена на кладбище Джаннат аль-Баки в Медине вместе с другими членами семьи Мухаммада (мир ему).

Шахрбану считается святой фигурой как у шиитов, так у суннитов. Особенно она почитается в Иране, где ее значение обусловлено тем, что она обеспечивает связь между доисламской Персией и исламской. Однако является ли исторической фигурой дочь последнего сасанидского царя, вопрос спорный. У мусульманских авторов, таких как аль-Мубаррад, Якуби и аль-Кулайни, стали появляться ссылки на Шахрбану и ее персидское происхождение с IX века. Однако в самых ранних источниках нет упоминания о матери Али ибн Хусейна, и ему не приписывается происхождение из рода правителей по материнской линии. Поэтому многие склонны считать Шахрбану личностью «бесспорно легендарной». Также утверждается, что святилище Биби Шахрбану изначально было зороастрийским святым местом.

Тем не менее, комплекс на горе Табарак окружен глубоким почитанием. С самой древности сюда приходили многочисленные паломники.

Самая старая часть существующих зданий комплекса относится к X веку, ко временам Буидов, но сопровождается пристройками,  сделанными во времена Сефевидов и Каджаров. Во внутреннем святилище находится гробница XV века, в которой, как утверждается, и похоронена дочь последнего сасанидского шаха. На ее надгробии, украшенном инкрустацией, написаны хадисы, имя Шахрбану и дата 888 год по хиджре. Также указаны имена основателя и строителей мавзолея.

В комплексе присутствуют и другие исторические памятники. Поднимаясь по лестнице, ведущей к гробнице Биби Шахрабану, с правой стороны можно увидеть пещеру с узким входом. В ней имеется зарешеченное окно, которое, как рассказывают, используют молодые девушки для своих исповедей. В пещере также зажигают свечи для принесения обетов. А у подножья холма находится священный бассейн, где паломники совершают молитвы, прежде чем подняться к самому святилищу.

https://islamosfera.ru/legendy-o-shaxrbanu-i-ee-svyatilishhe-v-ree/