Искусством минакари или эмалирование называют миниатюрное изображение на металле и керамике, покрытое эмалью. Минакари — это искусство живописи и орнаментальной росписи поверхности металла. Он, в свою очередь, имеет свою замысловатую форму, которая только подчеркивает яркость красок и изящество рисунка. 

Мина — женская производная от «мину» (مینو) на персидском языке, что в переводе означает «небо». Мина также означает лазурный цвет неба. Иранские мастера изобрели этот вид искусства в эпоху Сасанидов [время правления династии 224 — 651 гг. н.э. — прим. Иран сегодня], а затем с монголами минакари пришло в Индию и другие страны. Один француз, который путешествовал по Ирану во время правления династии Сефевидов [XVI-XVII века — прим. Иран сегодня], упоминал в своих записях об исфаханской эмали, на которой был изображён причудливый орнамент из птиц и животных, с фоном из цветочного узора в голубых, зеленых, желтых и красных цветах.

farsnews.com

Многие искусствоведы относят иранскую эмаль к династии Аршакидов и Сасанидов. Однако в исламский период нет никаких упоминаний об этом виде искусства вплоть до правления седьмого правителя Монгольской империи Хулагуидов на территории Ирана Газана-хана (1271 — 1304). Именно он сделал ислам официальной религией монгольского государства.

Газан-хан овладел химией, и постепенно стал применять ее знания в разных областях деятельности, среди которых было искусство минакари. 

Практически для всех эмалированных изделий используется серебро, так как эмаль (стекло) плавится и лучше всего ложится на чистый металл. Проще говоря, эмалирование — процесс создания металлических готовых форм, а затем декорирование их с помощью различных по виду и цвету типов расплавленной эмали. Таким образом получаются настоящие произведения искусства.

farsnews.com

Если взять исследовательский подход к этому виду искусства, то эмаль (витражная или фарфоровая эмаль) — это цветное покрытие, которое получается в результате обжига стекловидного порошка при температуре 750-800 градусов. 

Порошок или пудра плавится, растекается и превращается в прочное стекловидное покрытие на металле, стекле или керамике. Согласно некоторым источникам, слово эмаль происходит от немецкого слова smelzan (выплавлять). Поэтому существительное, образованное от этого слова, означает декоративный объект, покрытый эмалью.

Изображения или узоры, которые используют для росписи эмалью в Иране, чаще традиционны, и зависят от вкуса и предпочтений художника. Для иранской эмали чаще всего используются такие металлы, как медь и серебро. Кроме того, в этом древнем искусстве используются различные инструменты: печи, клещи, пресс-машина, кисти и др.

farsnews.com

Эмаль обычно используется для украшения ваз, ювелирных изделий и подсвечников, а в святых местах или мечетях еще и для украшения люстр и дверей. Произведения из эмали можно мыть водой. Главный центр иранского искусства эмали — город Исфахан.

Для ювелирных украшений с Минакари традиционно использовалось золото, так как оно лучше держит эмаль и придает ей еще больший блеск. Серебро стали использовать позднее, в основном для таких предметов, как шкатулки, чаши, ложки и другие декоративные предметы. Медь же, основной металл для большинства народных промыслов, стала использоваться только после закона об ограничении использования золота, и ремесленники были вынуждены искать новые материалы.

Работа с эмалью и декорирование металлов разноцветными стекловидными узорами — один из самых востребованных курсов по искусству в Исфахане.

farsnews.com

Некоторые произведения искусства росписи эмалью остались в музеях Ирана или оказались за границей, что подтверждает огромный интерес самих художников к эмали еще со времен Ахеменидской и Сасанидской династий. Эмалевое покрытие очень тонкое, поэтому древние произведения искусства дошли до нас в небольшом количестве. Согласно некоторым документам, такие произведения искусства создавались на протяжение всей исламской цивилизации — и во времена Сельджукидов, и во время правления Сефевидов и Зендов. Однако большинство эмалированной посуды, сохранившейся до наших дней, принадлежит династии Каджаров в период с 1810 до 1890 годов. Среди эмалированных произведений искусства этого времени остались также сережки, браслеты, шкатулки, вазы и золотые блюда, украшенные эмалированной росписью в сине-зеленых красках. Затем случилась Первая Мировая Война и социальная революция, и в искусстве началась эпоха застоя.

Техника этого искусства подразумевает неторопливость и усидчивость. В Минакари художник сначала намечает орнамент на серебре, а затем рисует желаемую картинку. К тому моменту на металл уже нанесли гравировку намеченного рисунка, чтобы краска лучше приставала к изделию. Затем на выгравированное изделие художник кистью наносит специальные краски «мина» красного, желтого, синего, зеленого и других цветов. Даже маленькое изделие в технике мина проходит через множество этапов, прежде чем стать готовым изделием.

esteghlali.com

Сложный геометрический узор, который часто встречается в дизайне минакари, символизирует различные элементы религиозного учения, которые сохранились еще со времен распространения митраизма на Иранском плато. Здесь центр символизирует божество Митру, то есть солнце.

Сейчас, после нескольких лет застоя, с 1992 года этот вид искусства возродился и расцветает благодаря мастерству художников, занятых в этой области. Чтобы создать эмалированную посуду, нужно выполнить следующие шаги:

Процесс изготовление минакари не очень сложный. Во-первых, металлические основы из меди, серебра или латуни изготавливаются специальным мастером, медником. Этот этап — база эмали. В прошлом эмаль применялась для плитки, керамики или стекла, но сегодня все чаще используется именно медь, так как она более податливая и гибкая. Новая медь в разы лучше переплавленной.

fotografia.islamoriente.com

Затем такая заготовка покрывается белой глазурью путем погружения, после чего она обжигается в печи при температуре 750 градусов. Далее заготовку покрывают высококачественной глазурью и обжигают снова. 
Этот процесс обычно повторяется три-четыре раза. Глазурь для эмали изготавливается из силикона, магния, калия, свинца, драгоценных минералов, шпата, каолина, циркония, борной кислоты и олова.

Покрытая глазурью и обожженная заготовка теперь готова к росписи, которая зависит только от воображения и фантазии художника. Этот этап называется роспись волшебными красками. Цвета получают из следующих элементов:

1- Белая глазурь: олово, свинцовый хрусталь, кремень2- Бирюзовый цвет: олово, свинцовый хрусталь, кремень, медь, дранка
3- Желтый: оксид железа, оксид олова и оксид свинца 
4- Черный: оксид железа, диоксид марганца и свинца, оксид кобальта 
5- Красно-фиолетовый: хрусталь, нитрат аммония и жидкое золото
6- Зеленый: медный гонт, кремневое стекло (камень), хромат свинца
7- Коричневый: окись хрома зеленый, оксид железа, оксид цинка
8- Синий: оксид кобальта, оксид цинка, кремень

fotografia.islamoriente.com

После того, как рисунок закончен, эмалированная тарелка возвращается в печь, но в этот раз температура обжига должна составлять 600 градусов. Этот этап завершает процесс росписи изделия. В прошлом в технике мина использовались только натуральные красящие вещества, но сейчас применяют и химические составы для получения новых цветов. 

Среди критериев, которые могут повлиять на качество изделия — качество эмали, выбор подходящего металла, декорирование, стандартный обжиг и, наконец, художественный вкус и аккуратность мастера. 
А вот перечень того, что может навредить будущему изделию: повреждение краев заготовки, вызванные механическим воздействием, недостаточный обжиг в печи, брак металлической основы (например полоска на металле) или недостаточно сильное сцепление между слоями.

В искусстве минакари используются различные виды местных симметричных узоров, таких как «эслими», который является одним из самых известных исламских орнаментов. Он также часто используется в традиционной архитектуре, живописи. Обычно такой орнамент подразумевает одноцветный фон, а затем роспись яркими и золотыми красками поверх. С помощью тонкой кисти художник заполняет фон миниатюрными изображениями и узорами зеленого, синего или коричневого цвета, и уже на обожженное раскрашенное изделие наносится специальная золотая краска мина.

fotografia.islamoriente.com

Красота работы зависит от длительности нагрева и аккуратности художника. Конечный рисунок намечается на заготовке еще до обжигания изделия в печи. 

Наибольший риск для эмали — когда она трескается из-за механического воздействия. Таким образом, если от поверхности отлетит кусочек, то его нужно обязательно восстановить, иначе эмаль проложит откалываться.

Эмалированное изделие можно мыть губкой в теплой воде, это не вызовет никаких проблем, так как Мина покрыта глазурью. Иранцы знамениты тем, что создают минакари потрясающей красоты.

Величайший мастер эмали в Исфахане — Шокролла Санизадех, чей предок был известным художником. Одно из бесценных произведений этого мастера стало эмблемой празднования фестиваля Иранский народных промыслов 2008-2009 гг. Само произведение искусство хранится в музее Традиционных искусств и ремесел.

fotografia.islamoriente.com

Среди выдающихся учеников Санизадех можно назвать Голамхоссейна Фейзуллахи, который известен как мастер по созданию интересных и красивых орнаментов. 

В Исфахане очень немного художников, кто изготавливает действительно эксклюзивную эмаль. На эти изделия очень большой спрос, благодаря их художественной ценности и сравнительно невысокой стоимости. Художники выставляют свои работы на улице Чахар-Бак или по-соседству с площадью Накш-е Джахан.

Iran Review

 

Читайте также:

Как развивалась персидская миниатюра

Уникальные народные промыслы Ирана