Революция ритма: молодые иранцы возрождают древние традиции игры на барабанах
Именно тонбак, традиционный барабан, обеспечивает быструю и неистовую ритмическую интенсивность персидской классической музыки, пишет Руайри Глашин.
Впервые я столкнулся с тонбаком будучи студентом, когда услышал его на старой пластинке, которую нашел в пыльном углу библиотеки Лондонского Королевского колледжа музыки. Меня мгновенно зацепило.
Тонбак – это небольшой барабан в форме кубка, который редко можно увидеть или услышать за пределами Ирана. Именно он обеспечивает быструю и неистовую ритмическую интенсивность персидской классической музыки.
Корпус тонбака обычно изготавливается из орехового дерева, ясеня или груши, а мембрана – из тонкой верблюжьей или козьей кожи. Музыканты играют на нем руками, сидя так, чтобы барабан лежал поперек их ног. Помимо формальных техник игры за долгую историю инструмента они разработали, казалось бы, безграничный диапазон отклонений, используя различные части рук, пальцев и ногтей для создания завораживающих соло и аккомпанирования другим инструментам. Лучшие игроки современного поколения сделали шаг вперед, включив в исполнение элементы мелодии путем надавливания на кожу барабана правой рукой и создания мелодических фраз левой. Я был поражен универсальностью тонбака – он может воспроизводить достаточно разных звуков для целого сольного концерта: от спокойных грувов (ритмическое ощущение в музыке) до скоростной виртуозной работы пальцами.
История тонбака связана с политическим, культурным и социальным прошлым Ирана. В своей ранней форме этот барабан использовался в зурхане, традиционной системе спортивных тренировок, которая восходит к доисламской эпохе в Иране и все еще широко практикуется сегодня. Стоя на возвышении в зурхане, мастер-муршид задавал ритм и темп упражнений речитативом и барабанным боем.
Тонбак приобрел более утонченную форму и звучание во времена династии Каджаров (1794-1925), когда была создана традиция классической музыки в Иране, какой мы ее знаем сегодня.
Когда в 1925 году к власти пришел Реза-шах, он инициировал радикальную программу модернизации страны, которая затронула и музыкальную сферу, привнеся в нее влияния с Запада. В этот период наряду с традиционной музыкой получили распространение симфонические оркестры и исполнители, играющие на западных инструментах.
В этот период тонбак процветал в умелых руках Хосейна Техрани. Этот виртуозный исполнитель вывел барабан из узких рамок его традиционной роли в музыкальном ансамбле. Во многом благодаря ему тонбак стал рассматриваться как сольный инструмент.
Но в 1979 году после Исламской революции в судьбе барабана произошел еще один поворот. Какое-то время музыка была в основном ограничена патриотическими песнями, а живые выступления и телевизионные трансляции с участием музыкантов были запрещены. Число активных игроков на тонбаке сократилось.
Только после окончания ирано-иракской войны в 1988 году, когда ограничения были ослаблены, традиционная музыка народов страны начала долгожданное возвращение.
Сегодня искусство игры на тонбаке процветает. Появляется все больше мест, где молодые люди могут научиться играть на инструментах и выступать, а также растет число профессиональных перкуссионистов.
Джавад Алирезаи, восходящая звезда иранской классической музыкальной сцены, поведал мне, что освоение тонбака – это длительный процесс, который требует поиска учителя, готового взять вас под свое крыло, молитвы и обильной практики.
Джавад Алирезаи / Источник: Руайри Глашин
Исполнители проходят тщательную подготовку, которая начинается с детства. Большинство из них будут длительное время учиться у мастера-музыканта, прежде чем станут профессиональными музыкантами.
Увлеченность Алирезаи очевидна, когда он выступает – его руки скользят по барабану с поразительной скоростью, создавая прекрасную музыку, наполненную страстью и индивидуальностью.
Почувствовав вдохновение, я решил купить собственный тонбак и посетил мастерскую мастера Кейвана Тахери в Тегеране. Изготовление тонбака – длительный процес. Его делают из цельного куска дерева, которое сначала сушат на протяжении восьми месяцев. Затем из бревен вырезают заготовки в традиционной для тонбака форме кубка. Их заворачивают в пластик и оставляют еще на несколько месяцев для высыхания. После этого на внешней поверхности барабана вырезаются конструктивные детали. Этот кропотливый процесс выполняется на ручном токарном станке. Когда деревянный корпус готов, сверху закрепляется мембрана из верблюжьей или козьей кожи. Изготовление каждого барабана занимает три года. Инструменты на заказ производятся в тесном сотрудничестве с клиентом – будучи сам барабанщиком, Кейван Тахери понимает глубокую связь между музыкантом и его инструментом.
Кейван Тахери / Источник: Руайри Глашин
Каждый новый тонбак должен быть правильно настроен, чтобы достичь максимального звукового потенциала в среде, в которой он будет находиться. Когда мой барабан отправлялся в Лондон, где климат относительно холодный и влажный, Тахери настроил его выше обычного, особенно туго натянув кожу.
Во время своего путешествия я обнаружил, что нынешнее поколение мастеров, изготавливающих тонбаки, и исполнителей прилагает огромные усилия для сохранения и продвижения его богатой и древней традиции. Их уважение к прошлому сочетается с отзывчивостью на современные технологические тенденции, что делает тонбак более популярным, чем когда-либо.
Руайри Глашин – удостоенный наград перкуссионист, композитор, режиссер и педагог из Лондона.
Руайри Глашин / Источник: Руайри Глашин
https://vk.com/@islamosfera-revoluciya-ritma-molodye-irancy-vozrozhdaut-drevnie-tradicii