Наккали – вид драматического искусства, который считается одним из самых аутентичных иранских исполнительских искусств. Это мастерство уходит своими корнями в иранскую культуру эпохи Сефевидов и является древнейшей формой пересказа эпических или религиозных историй. Кроме того, Наккали считается нематериальным наследием, связанным с культурой и религией иранского народа, которое было зарегистрировано в качестве духовного наследия Ирана в списке ЮНЕСКО.

Наккали считается культурным феноменом, играющим важную роль в иранском обществе с древних времен, и одним из старейших способов рассказывать истории и проводить театральные представления в этой стране.

В этом драгоценном искусстве Ирана главным лицом является рассказчик, который с большим мастерством рассказывает эпические истории, такие как «Шахнаме», «Искандарнаме» или религиозные произведения, в теплой и трогательной манере. Это мастерство восходит к доисламской эпохе, однако, пик его расцвета пришелся на эпоху Сефевидов. В Древнем Иране Наккали в сопровождении музыкального аккомпанемента называли Рамешгари. В наши дни это искусство в основном исполняется в священные месяцы Рамадан и Мухаррам, когда повествуют о событии Ашура и мученической смерти имамов.

Искусство Наккали было зарегистрировано в качестве нематериального культурного наследия на 6-м саммите ЮНЕСКО 27 ноября 2011 года. Глобальная регистрация была осуществлена ​​при сотрудничестве с Организацией культурного наследия и туризма, Домом театра, Центром исполнительских искусств и Фондом Фирдоуси.

Само слово «Наккали» не встречалось в текстах и ​​словарях до эпохи Каджаров, но после них оно стало общеупотребительным в персидском языке и литературе. В словаре терминов «наккал» означает «рассказчика, который рассказывает истории и захватывающие события для людей». Когда люди достигают мастерства в этом искусстве, им дается титул Муршид.

Искусство выражения и развитые вербальные навыки, хорошая память, владение древним эпосом, моральными и религиозными историями и способность импровизировать – вот некоторые из главных характеристик рассказчика. Рассказчик должен обращать внимание на свои движения и поведение во время повествования и проявлять свой художественный вкус во время выступления. Наккал выступает на каждом меджлисе в соответствии с культурным сознанием общины.

Рассказчики делятся на три категории в зависимости от типа повествования и мастерства: чтецы, которые рассказывали только эпические истории «Шахнаме»; рассказчики, которые умели рассказывать исторические и легендарные истории, такие как «Искандарнаме», где говорится об Александре Македонском; рассказчики, которые повествовали только религиозные истории, такие как «Хамзанаме» и «Хайдарнаме», посвященные соответственно дяде Пророка Мухаммада Хамзе и его двоюродному брату Али ибн Аби Талибу, которые почитаются всеми мусульманами и особенно шиитами.

Некоторые считают Фирдоуси и его жену одними из первых рассказчиков. Люди собирались в чайханах и кофейнях, чтобы послушать увлекательные истории. Кроме «Шахнаме», литературные произведения других поэтов, таких как Руми, Низами, Джами, Саади и других, стали вечными благодаря непрерывным усилиям сказителей. Однако рассказы из «Шахнаме», особенно истории Рустама и Сухраба, были одними из самых популярных повествований.

Наккал обычно носит простую одежду, которая иногда дополняется шлемами или доспехами во время исполнения программы по рассказу батальных сцен. Некоторые чтецы носят аутентичную и традиционную иранскую одежду, принадлежащую разным этническим группам, и обращают внимание на историю при выборе типа одежды. Обычно у каждого рассказчика в руке имеется указка, которая по хожу рассказа в разные моменты превращается в меч или кнут. Иногда она используется как булава или копье.

Художники также создавали картины на основе того, что они слышали в кофейне и что рассказывали носильщики, и это привело к рождению жанра жиаописи «кахвехане». Эти произведения искусства висели на стенах кофеен, и чтец рассказывал историю, обращаясь к деталям картины и героям. Живопись «кахвехане» оказала на искусство Наккали влияние ещё вот в чем: теперь рассказчик мог очаровать не только слух, но и глаза публики. Картина усиливала воздействие слов рассказчика на зрителей. Тем временем художники жанра «кахвехане» также были новаторами и создавали свои собственные уникальные шедевры.

На сегодняшний день, несмотря на современные средства массовой коммуникации и визуальные инструменты, это искусство забывается, но по-прежнему проводятся фестивали Наккали, чтобы это мастерство могло выжить и стать популярным среди будущих поколений.

Можно сказать, что рассказчики Наккали являются хранителями народной культуры, эпических и этнических сказаний и народной музыки Ирана. Поскольку местом их исполнения были в основном кофейни и караван-сараи, с уходом популярности этих заведений искусство Наккали также оказалось на грани исчезновения.

https://islamosfera.ru/znakomstvo-s-iskusstvom-nakkali-kulturnym-naslediem-irana-vnesennym-v-spisok-yunesko/