В эпоху доминирования графического дизайна с использованием искусственного интеллекта древнеиранское искусство тазхиб предлагает убедительный противовес, подчеркивая  кропотливость, точность и глубокую связь с традициями. Сотни иранцев по всей стране и за ее пределами занимаются этим древним искусством и поддерживают его жизнь. Один из них, Мохаммад Хоссейн Агамири, в недавнем интервью сказал, что он  порой трудится над одним рисунком по шесть месяцев, зная, что один неверный штрих может испортить все произведение. Скрупулезный подход Агамири заключается в использовании тонких кистей для нанесения натуральных пигментов на бумагу, создавая сложные цветочные узоры, религиозные мотивы и элегантную каллиграфию.

Эта форма искусства, которая украшала литературные рукописи, религиозные тексты и королевские указы на протяжении столетий. Пятидесяти однолетний Агамири — один из дюжины оставшихся мастеров тазхиба в Иране, ремесла, которое в прошлом году было включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Имея более чем 30-летний опыт, он описывает тазхиб его как практику, требующую огромного терпения и точности. «Это доступно не всем», — говорит он, выступая из своей студии в центре Тегерана. Искусство тазхба восходит к эпохе Сасанидов в доисламском Иране, но расцвело после появления Ислама в седьмом веке, запретившего изображения людей. Этот исторический фон подчеркивает культурное и религиозное значение искусства тазхиб, которое развивалось, сохраняя при этом свои основные эстетические принципы.

Когда брали интервью у Агамири, он был погружен в создание дизайна «шамсы», символического изображения солнца, около 50 сантиметров в поперечнике. Этот дизайн, включающий переплетенные абстрактные, геометрические и цветочные узоры, был в работе более четырех месяцев, и Агамири намеревался завершить его в течение шести недель. Он использует натуральные пигменты, такие как лазурит, шафран, гуашь и чистое золото, импортируемое из Китая. «Золото имеет очень сильную визуальную привлекательность», — объясняет Агамири. «Оно усиливает воспринимаемую ценность работы».

Возрождение тазхиба в цифровую эпоху подчеркивает тоску по тактильным, медленным и осознанным процессам традиционного мастерства. Поскольку Агамири и другие мастера продолжают сохранять и обучать этому искусству, они гарантируют, что наследие иранской иллюминации останется ярким и актуальным, связывая прошлое с настоящим и вдохновляя будущие поколения ценить и нести вперед это изысканное культурное наследие. В мире, где скорость и эффективность часто затмевают мастерство и традиции, искусство тазхиба является свидетельством непреходящей ценности скрупулезного мастерства и культурной преемственности. Благодаря самоотверженным усилиям таких художников, как Агамири, эта древняя практика продолжает освещать не только рукописи, но и богатую культурную палитру Ирана и всего исламского мира.