Об истории персидских ковров
Персидские ковры – это одни из самых известных и узнаваемых ковров ручной работы в мире. Они являются символом персидской культуры и государства Иран. Ковроткачество в Иране имеет богатую историю, которая насчитывает более двух тысяч лет. Как невозможно представить иранский дом без ковра, так невозможно представить Иран без фамильных мастерских по изготовлению ковров. Ковроткачество – больше, чем просто ремесло. Для Ирана это неотъемлемая часть персидской культуры и искусства. В 2010 году мастерство изготовления персидских ковров было включено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Искусство изготовления ковров процветает по всему Ирану. Самобытные и аутентичные ковры делают кочевые племена на севере и юге страны. Роскошные шелковые ковры изготавливались на королевских мануфактурах специально для шахского двора. Фамильные мастерские во всех городах Ирана десятилетиями передают секреты ковроткачества из поколения в поколение. Все иранские ковры разные по стилю, орнаментам и материалам, но в то же время отражают единые традиций, историю и культуру Ирана. Узоры и дизайны персидских ковров сотканные в Тебризе, Кермане, Мешхеде, Кашане, Исфахане, Наине и Куме заложили художественную традицию не только для Ирана, но и для всего ближневосточного региона. Персидские ковры ручной работы считались предметами высочайшей художественной ценности, роскоши и престижа с тех пор, как они впервые были упомянуты древнегреческими писателями. Современные мировые эксперты в области искусства согласны. Слова «ковер» и «Иран» являются почти синонимами в любом языке, ковры — это очевидный символ поэтической роскоши. Что же делает персидские ковры такими популярными во всем мире?
Когда и где появились первые ковры, доподлинно неизвестно. Но мы точно знаем, что в каждом регионе история ковроткачества начиналась примерно одинаково. Привычные нам тканные ковры произошли от более простых напольных покрытий, которые делали из войлока и растительных волокон метолом ткачества и прядения. Тканые или плоскотканые ковры изготавливаются путем плотного переплетения нитей основы и утка, в результате чего получалась плоская поверхность без ворса. В дальнейшем эта техника развилась в петлевое ткачество, когда на нитях основы ткач формировал петельки, создающие подобие ворса. В дальнейшем появились привычные нам ворсовые ковры, когда на нитях основы завязываются узелки.
В исторических летописях сохранилось немало упоминаний персидских ковров, что лишний раз подчеркивает их многовековую значимость в мировой культуре. Одно из самых ранних упоминаний можно проследить до династии Ахеменидов, которая правила в Древней Персии около 500 г. до н. э. Древнегреческий историк Ксенофонт в своей книге «Анабасис» описал роскошь персидских ковров, отметив их использование для украшения и богатства персидских домов. Он также отмечал древнеперсидский город Сард, который прославился своими коврами, по которым имел право ходить только шах. Другой античный историк и географ Страбон описывал период завоевания Персии Александром Македонским, упоминая, что перед его ложем расстилались длинноворсовые пурпурные персидские ковры с вытканными животными.
Ниже несколько самых старых и самых важных с исторической и культурной точки зрения персидских ковров и их детали крупнее.
1 - Пазырыкский ковер - возраст более 2500 лет
2 - Ардебильский ковер "Шейх-Сефи", 1539 год
3 - "Охотничий ковер" мастера Гийас ад-Дина Джами, 1542 год
4 - Ковер "Тигры", 1565 год
5 - Райский сад, 1622 год
6 - Шелковый анималистичный ковер, 1650-е годы
В 20 веке европейские художественные течения, такие как ар-деко, баухаус и ар-нуво, оказали значительное влияние на дизайн персидских ковров. Они ввели новые цветовые концепции, узоры и отход от традиционных мотивов. В результате производители персидских ковров начали экспериментировать с дизайнами, включающими абстрактные формы, смелые цвета и минималистские композиции, отражая меняющиеся вкусы и предпочтения новой эпохи.
Не смотря на развитие технологий станочного ковроткачества, обилие синтетических красителей и возможность создавать дешевые промышленные ковры с узорами, запрограммированными на компьютере, всю историю современного Ирана наблюдается неугасаемый интерес к традиционным методам изготовления персидских ковров. Потребители и коллекционеры в равной степени ценят мастерство и наследие, связанные с персидскими коврами ручной работы и готовы платить за это огромные деньги. Многие иранские производители ковров теперь сочетают проверенные временем методы с современным дизайном, создавая уникальные и инновационные изделия, которые удовлетворят широкий спектр вкусов. Это слияние традиций и современности вдохнуло новую жизнь в иранское ковроткачество, обеспечив его постоянную актуальность и привлекательность в 21 веке. Сегодня персидские ковры ручной работы по-прежнему пользуются большим спросом за свою красоту, артистизм и культурную значимость, являясь свидетельством непреходящей привлекательности этого древнего ремесла.
Персидские ковры ручной работы имеют богатую и легендарную историю, которая охватывает тысячелетия, отражая художественное мастерство и культурное наследие Ирана. С первых дней ковроделия до современной эпохи эти ковры развивались и адаптировались к меняющимся вкусам, влияниям и технологиям, оставаясь верными своим корням. Их непреходящее наследие является свидетельством мастерства, страсти и преданности поколений ковровщиков, которые сохранили эту древнюю форму искусства. Персидские ковры продолжают иметь значительную культурную и художественную ценность в современном обществе. Они не только служат функциональными предметами, которые улучшают эстетику пространства, но и являются средством сохранения и чествования богатого наследия. Как символы истории, искусства и мастерства, персидские ковры ручной работы остаются высоко ценимыми, обеспечивая ощутимую связь с прошлым и являясь источником вдохновения для будущих поколений.
Материал взят с сайта ИранМаг : https://iranmag.ru/istoriya-persidskih-kovrov/