Взгляд на ковроткачество в провинции Хорасан-Разави
Ковроткачество в Мешхеде, столице провинции Хорасан-Резави на северо-востоке Ирана, зародилось еще во времена династии Сефевидов, о чем свидетельствуют документальные исторические записи.
Множество уникальных техник ткачества, узоров и методов окраски, созданных в тот период, сохранились до наших дней.
В эпоху Сефевидов расширение Мешхеда и других городов под властью Сефевидов увеличило спрос на ковры, благодаря чему ручное ковроткачество стало играть важную роль в экономическом развитии того времени.
Другими крупными центрами ковроткачества в период Сефевидов были Табриз,Хамадан, Шуштар, Кашан и Герат.
По данным Visit Iran, хорасанские ковры были настолько известны, что из 21 караван-сарая в Исфахане один был предназначен исключительно для продажи хорасанских и гератских ковров.
После упадка династии Сефевидов точные сроки возрождения ковроткачества в Мешхеде неясны. Однако некоторые источники предполагают, что оно, вероятно, было возрождено Надир-шахом во время правления Афшаридов, поскольку Мешхед был столицей Ирана в то время (между 1736 и 1796 годами).
Несмотря на ограниченные свидетельства раннего периода Каджаров, Хорасан сохранил свою позицию ключевого центра ковроткачества. Самый старый известный ковер Хорасан, хранящийся в комплексе Астан Кудс Разави, датируется периодом Сефевидов. Этот изысканный 34-метровый шедевр имеет цветочные стебли, листья и спиральные мотивы, некоторые секции сотканы с использованием серебряных нитей. Поле ковра красное, а его края синие, предполагаемый возраст около 160 лет, что соответствует истории ковроткачества в Мешхеде.
В дизайне хорасанских ковров конца XVIII и начала XIX веков доминировал отчетливый «центральный мотив». Декоративные элементы были сосредоточены в центре ковра, оставляя поле в основном пустым в качестве контрастного элемента. Однако между концом XIX и началом XX веков произошел сдвиг, и ковры с повторяющимися мотивами, покрывающими все поле, стали более распространенными. Эти дизайны часто включали цветочные вазы, обращенные либо вверх, либо вниз.
Все пигменты, используемые в коврах Хорасана, получены из природных источников, включая оттенки розового, красного, светло-каштанового, синего, зеленого, желтого и белого. Использование этих ярких травяных красителей в сочетании со сложными элементами дизайна продолжает отличать ковры Хорасана как символ богатого культурного и художественного наследия Ирана.
https://www.visitiran.ir/ru/handicraft/
https://vk.com/wall-185813750_19574