История персидского ковроткачества окутана сплошными загадками. Учёные ломают головы, когда же и где появилось это ремесло. Ломать голову мы не будем, однако узнаем, как назывался самый древний ковер, в какую эпоху ковроткачество достигло своего апогея, и когда был сделан самый большой ковёр в мире.

 

Кто забыл персидский ковер в Сибири

В 1949 году экспедиция под руководством С. И. Руденко и М. П. Грязнова обнаруживает в Пазырыкских курганах вблизи села Балыктуюль в республике Алтай ковер возрастом с Ахеменидскую державу, то есть более 2500 лет. Ковер назвали «Пазырык» в честь народа, обитавшего в этих краях.

Ковер "Пазырык" / wikipedia.org

Происхождение ковра вызвало сразу много вопросов. Местное племя занималось ковроткачеством, однако этот экземпляр совсем не был похож на те, что плели пазырыки. Ворсовый ковер имел декоративный орнамент, который ближе к центру был опоясан изображениями оленей, а ближе к краю — всадниками на конях. Благодаря вечной мерзлоте ковер сохранился практически в первозданном виде. Его можно увидеть в петербургском Эрмитаже. 

 

Ковроткачество до арабского завоевания

Персидский «Пазырык» или нет, для нас останется тайной, однако имеются многочисленные литературные свидетельства о том, что дворец Кира Великого в Пасаргадах был украшен великолепными коврами. 

Первые упоминания о персидских коврах встречаются около 400 г. до н.э. в произведении древнегреческого писателя Ксенофонта «Анабасис», где он описывает их, как настоящее произведение искусства, предмет роскоши и престижа. Их использовали в качестве подарка для дипломатов из других стран. Но, к сожалению, сейчас эту неописуемую красоту увидеть мы не сможем, так как ни одного экземпляра времен Ахеменидской, Селевкидской и Парфянской держав не сохранилось до наших дней. 

Во времена Сасанидской державы персы достигли мастерства в ковроткачестве. При Хосрове I создается знаменитый ковер «Бахарестан», то есть «Весенний ковер». Шах заказал его для приемного зала королевского дворца в Ктесифоне, столице своей державы.

Реконструкция дворца сасанидских правителей в городе Ктесифон / steamcommunity.com

На 140 метрах в длину и 27 метрах в ширину шелковыми, золотыми, серебряными нитями и драгоценными камнями был вышит невероятной красоты сад, сравнимый с райским. Ковер был настолько тяжел, что при арабском завоевании, его не смогли унести. Поэтому произведение искусства было разрезано на маленькие куски.

Красота и качество сасанидской шелковой ткани были оценены и заимствованы европейскими церквями. Тканью покрывали реликвии или вовсе хранили в церковных сокровищницах как драгоценность. 

 

Арабы, плененные персидскими коврами

Арабское завоевание в VII веке привело к концу сасанидской эпохи. Города грабили, персы спасались бегством, хватая всё, что можно унести. Но вот «Весенний ковер» унести-то и не смогли.

Арабские путешественники и историки то и дело восхваляли искусность мастеров Персии, среди них исламский историк и богослов Ибн Джариром ат-Табари. Ковры из Абадана и Самана считались произведением искусства.

Мастер за работой / surfiran.com

Из-за недостатка сохранившихся материалов до пришествия монгольского ига тяжело установить разницу между персидскими коврами и коврами исламского мира.

Из сохранившихся фрагментов ясно, что как для тех, так и для других ковров свойственны геометрические узоры в виде ромбов, кругов и линий. Арабские историки и географы отмечали, что ковры использовались в качестве напольного покрытия.

В этот период центрами производства волокнистых ковров были город Дараб в провинции Фарс, Абадан, Саман в Хузестане и провинция Гилян. Центрами производства ковров из войлока были города Джехром и Феса в провинции Фарс и Шуштер в провинции Хузестан.

Гладкие ковры «зилу», отличающиеся S- и Z- образным плетением изготавливались в провинциях Фарс, Систан, Хузестан, а также на южном берегу реки Аракс.

 

Куда делись ковры Сельджукидов и Хулагуидов 

С завоеванием Сельджукидами Хорасана, Хорезма, западного Ирана, Азербайджана и Ирака между турецкой и персидской культурами ковроткачества происходит обмен. Фрагменты ковров этого периода были обнаружены в мечети Ала ад-Дина в турецком городе Конья, в городе Бейшехире и одном из древних районов Каира — Фустате. Определить наверняка, какие ковры в этот период можно считать персидскими, а какие турецкими, не представляется возможным. 

Ковер, обнаруженный в мечети Ала ад-Дина в турецком городе Конья / wikipedia.org

Возникают трудности и в поиске ковров периода правления Хулагуидов. Вроде и иллюстрации имеются к «Шах-наме», относящиеся к этому периоду, где персонажи на коврах сидят, но персидские ли это ковры или всё-таки из Анатолии, определить трудно. 

До середины XV века Иран был захвачен монголами. Сильно повлияло монгольское владычество на ковроткачество. Не было в коврах уже той персидской пышности, которую так восхваляли греческие и арабские историки. 

О существовании персидского ковроткачества в XV веке можно предположить из иллюстраций этого периода, где люди изображались сидящими на коврах. Так, к копии произведения Низами Арузи «Чахар Макала», а точнее к отрывку про Рудаки и Саманидского Амира, сделанного для Тимуридского принца и покровителя искусства Байсонкура, прилагалась миниатюра, на которой две фигуры были изображены, сидящими на ковре. 

 

Сефевидские непревзойденные шедевры

При Сефевидах обычное деревенское ремесло достигло масштаба аристократического искусства. Шах Аббас I был лично заинтересован в развитии ковроткачества и сам учился этому ремеслу. 

Открывались шахские мастерские, в которых ткали ковры для шахской семьи и знати. В Исфахане такие мастерские располагались недалеко от комплекса Чехель Сотун и площади Накш-е Джахан.Теперь восточный ковер в силу своей ценности не располагался на полу. Обычно он украшал столы, сундуки или служил местом для сидения.

Именно в эту эпоху значительно меняется дизайн ковров. Орнаменты отличаются своей сложностью. Появляются известные всем медальоны в центре композиции. Помимо геометрических узоров возвращаются изображения цветов и животных, при этом они помещались зеркально относительно оси, чтобы придать композиции гармонию и ритм.

Фрагмент персидского ковра XVI век  / wikipedia.org

Популярны были в это время ковры с вазами. На таких коврах была изображена ваза с витиеватыми виноградными лозами и цветущими растениями. Такие ковры в основном ткались в Кермане. 

При Сефевидах ковры снова стали дарить в качестве подарка дипломатам. В 1603 году Шах Аббас подарил ковер, выплетенный золотыми и серебряными нитями, венецианскому дожу Марино Гримани.

Пораженные великолепием персидских ковров европейцы заказывали их напрямую из Исфахана и Кашана, где им ткали изысканные шедевры по индивидуальному заказу. Так, например, польскому королю Сигизмунду III кашанские мастера вышили на ковре польский герб. Кстати это был не единственный пример вышивания гербов на ковре.Ковры запечатлевали на своих картинах Андреа Мантенья, Ван Дейк и Рубенс.

Персидский медальон - популярный орнамент на коврах /  wikipedia.org

При Сефевидах наибольшего расцвета достигают тебризские мастерские, в которых изготовили один из самых известных ковров этого периода — «Шейх-Сефи». Ковер был соткан по заказу второго сефевидского шаха Тахмаспа I в середине XVI века. Размеры произведения составляют 10,5 м х 5,3 м. На центральном поле ковра выткан тонкий растительный орнамент, в середине которого расположился крупный звездообразный медальон. По продольной оси зеркально изображены подвешенные к медальону светильники, указывающие на то, что ковер был сделан для мечети. В верхней части ковра вытканы стихи Хафиза, имя мастера и дата изготовления. Ковер включает около 26 млн узелков. Вот почему искусность мастеров этого времени не просто переплюнуть. Сейчас тебризский шедевр хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Фрагмент тебризского ковра / wikipedia.org

 

Каджарские взлеты и падения

После свержения Сефевидов афганцами в 1722 году произошел спад как в политике, так и в экономике страны. Это не могло не отразиться на ремеслах. Лишь при Каджарах ковроткачество заиграло новыми красками. К середине XIX века мастерские в разных городах могли спокойно удовлетворять нужды населения. Однако экспорт все равно оставался маленьким. 

Однако к концу XIX века персидские ковры приобрели в Европе неожиданную популярность, в основном благодаря Венецианской выставке 1873 года, где были представлены ковры из Хорасана, Сенендеджа и других иранских городов. 

Западные компании открывали в Иране целые фабрики по производству ковров, которые после становились центрами торговли. Так, англо-швейцарская компания Ziegler, открыв свои отделения в Султанабаде, могла контролировать чуть ли ни весь персидский рынок. Сегодня ковры, произведенные в районе Арак провинции Меркези и в Пакистане, называют «Зиглер». 

Ковер компании "Зиглер" / wikipedia.org

Конец Каджарской эпохи характеризуется спадом качества ковров. В погоне за удовлетворением европейских потребностей персы стали использовать искусственные красители, что значительно испортило ценность изделий. 

Только к середине 1920-х годов персидские ковры восстановили хорошее качество. Ковроткачество было на высоте вплоть до оккупации Ирана в 1941 году. С вступлением Резы Шаха на престол ковроткачество перешло под контроль шаха. Теперь ковры снова могли сравниться с образцами 16-17 века по красоте, сложности дизайна и искусности работы.

 

Пехлевийская компания защиты ковроделов

В 1935 году появляется компания The Iran Carpet Company, которая была призвана контролировать экспорт и следить за стандартами качества. Позже компания становится гарантом кредита, выдаваемого Сельскохозяйственным Банком сельским кооперативам на закупку сырья, используемого в производстве ковров. Готовые ковры выкупались компаниями, которые выплачивали кредиты банку. Организация также обеспечивала авторское право ковроделам, изготавливающим ковры вручную, что защищало их от захвата индустрии фабриками, работающими на автоматических станках.

Современный исфаханский ковер / flickr.com / автор фото: Blondinrikard Fröberg

После Второй Мировой Войны ковры находились на втором месте по экспорту из Ирана после нефти. Самыми активными заказчиками персидских ковров были Западная Германия, Великобритания, США и Швейцария. Во второй половине ХХ века рост цен и конкуренция с индийскими и пакистанскими коврами сделали своё дело: экспорт ковров опустился на третье место. Сильно повлияла на индустрию Исламская революция 1978-1979 гг и ирано-иракская война 1980-1988 гг.

 

Индустрия в наши дни

Сейчас на долю Ирана приходится 75% мирового производства ковров. Работа персидских мастеров высоко ценится во всем мире. Если в начале XX века в производстве ковров было занято около 65 тысяч человек, то теперь их более 5 миллионов. 

В иранском магазине ковров / flickr.com / Автор фото: s tsui

В 2007 году от Объединенных Арабских Эмиратов поступил заказ на изготовление ковра для украшения мечети шейха Зайда. Иран выполнил заказ за полтора года. Размеры ковра поразили всех — 5627 квадратных метров. Им можно легко застелить футбольное поле. Вес 47 тонн. Трудились 1200 мастеров. В итоге было завязано 2 268 000 узелков. Иран снова доказал, что в ковроткачестве ему нет равных.

 

Читайте также:

Что такое искусство минакари

Экспорт иранских ковров вырос на 40%