Сложно представить другой термин, который был бы одновременно настолько известным и также сильно искажен в массовом восприятии людей в сегодняшнем мире, как слово «арийцы» или «арии». Под влиянием глубоких заблуждений и связанных с ними исторических событий название этого этноса превратилось в имя нарицательное, которое чаще ассоциируется с мифической «расой сверхлюдей», нежели с реально существовавшей культурой или народом.


Кто такие арии?

Арии — это самоназвание народов, населяющих Древний Иран и Древнюю Индию, которые разговаривали на арийских языках. Представители этих племен использовали название «арии», противопоставляя себя «неариям», проживающим на той же территории. Иными словам, арии — это скорее этнолингвистический термин, указывающий на близкую связь индоарийских и иранских языков, которые вместе образуют индоиранскую или арийскую ветвь в составе индоевропейской языковой семьи.

Одним из самых первый упоминаний слова «арии» считается Бехистунская надпись в Иране, высеченная по приказу царя Дария I / tasnimnews.com

 

Искажение термина

Изначальное значение слова остается неизвестным. В то же время выдвигалось множество вариантов, среди которых самым распространенным является «знатные люди». В XIX веке появилось предположение, что это слово служило самоназванием не только для индоиранских племен, но и для всех индоевропейцев. Однако сегодня эту теорию опровергают.

Еще позднее была предложена концепция, согласно которой предки индоевропейцев происходили из Северной Европы, подразумевая, что индоевропейцы изначально принадлежали к нордической расе. Эта концепция активно использовалась в Нацистской Германии для теоретического обоснования своей расовой политики. Таким образом у слова «арийцы» появилось другое, исключительно расистское значение, которое по сути является наиболее известным сегодня.

 

Арии и Иран

Современное слово «Иран» происходит от древнеиранского «Арьянам» (перс. aryānām), что означает «земля ариев». Концепт «Иранского царства» (перс. ērānšahr) активно использовался иранской династией Сасанидов (III-VII века н.э.) в процессе формирования государственной идеологии. В то же время официально страна стала именоваться Ираном только в 1935 году. До того это название использовалось как неофициальное имя этнокультурного региона, так называемого «Большого Ирана». Такое положение поддерживалось глубокой культурной традицией, основанной на эпосе «Шахнаме», где описывалось противостояние оседлого Ирана и кочевого Турана.

Сюжет из эпоса Шахнаме. Персидская армия под руководством Хосрова идёт в бой против туранской армии. Средневековая миниатюра  / wikipedia.org

 

Арийская общность

Значительные лингвистические сходства в древних религиозных иранских и индийских текстах (Авеста и Веды) позволяют предположить, что ранее существовала единая протоарийская общность. Затем в начале 2-го тысячелетия до н.э. она распалась на две большие группы: иранцев и индоарийцев. Большинство ученых считают, что местом обитания протоариев были восточные иранские степи (древняя территория Согдианы, Хорасмии и Бактрии) и прилегающая к ним область между нижним течением реки Волги и Казахстаном.

Арийская прародина

 

Маршрут миграции

Около 3000 лет назад по неизвестным нам причинам начинается процесс миграции арийских народов. Первая группа достигает Иранского нагорья. Вторая проходит через пустыню Каракум, горную систему Копетдаг, Северный Афганистан и, перебравшись через хребты Гиндукуша, оказывается на Индийском субконтиненте.

Если путь второй, индоарийской, группы представляется более или менее понятным, то маршрут первой группы на пути к Иранскому нагорью остается загадкой. Существует два основных предположения:

1.    Арии обошли Каспийское море с севера, а затем пересекли Кавказские горы

2.    Они направились через северные от Ирана степи и пересекли пустыню Деште-Кавир

Предполагаемые маршруты миграции ариев

 

Первыми были персы и мидийцы

Имеющиеся в нашем распоряжении скудные исторические свидетельства указывают на то, что миграция ариев на территорию современного Ирана осуществлялась относительно небольшими группами (племенами), каждая из которых говорила на своем диалекте иранского языка. Считается, что первыми арийскими племенами, проникнувшими на Иранское плато, были мидийцы и персы. Они мигрировали на эту территорию около X-XI вв. до н.э. 

Самое раннее упоминание о мидийцах приходится на 836 год до н.э. во время правления ассирийского царя Салманасара III. В тот момент они населяли центральную часть Ирана. Археологические находки указывают на высокую концентрацию представителей этого народа в районе нынешнего Хамадана.

Первое упоминание о персах происходить чуть раньше — в 843 году до н.э. Этот народ встречается под именем Parsuaš. На тот момент персы, по всей видимости, населяли территорию на юге и западе от озера Урмия. Затем происходит их постепенное движение на юг, что отражается в источниках. При ассирийском царе Тиглатпаласар III (745 — 727 гг. до н.э.) территория расселения Parsuaš — это уже центральный Загрос. Когда же в 639 году Ашшурбанапал уничтожает царство Эламитов и направляется против персидского предводителя Кира I, тот, как говорят источники, управлял районами Parsumaš и Anšan. Последний идентифицируется как место вокруг нынешнего населенного пункта Малйан в провинции Фарс. Иными словами, к тому времени персы уже почти достигли района, которые в дальнейшем будет считаться историческим центром Персидской державы.

Персы и мидийцы

 

Культурные скрепы ариев

И индоарийцы, и иранцы достаточно консервативные народы. Это значит, что заметная часть традиционных обычаев и поверий сохранялись у них на протяжении многих столетий. Причем Иран в этом плане, пожалуй, можно даже назвать более консервативным, нежели Индию. Скорее всего, это обусловлено тем, что географические и климатические особенности региона расселения иранцев имеют больше общего с арийской прародиной, нежели Индийский субконтинент.

Нет сомнений в том, что огромную роль в жизни ариев занимала поэтическая традиция. По большей мере, она представляла собой религиозную поэзию, распространяемую жрецами. Её формы и метрическая структура сохранились в древнейших сборниках священных писаний — индийских Ведах и иранской Авесте. Самая древняя часть Авесты — Гаты — это поэтические гимны, авторство которых приписывается пророку Заратуштре.

Особенности поэтической традиции будут на протяжении многих сотен лет одним из основных культурных отличий арийцев от остальных народов региона.

 

 

Материалы по теме:

Соляные люди или история иранских мумий

Почему Иран всегда завоевывали другие народы?