Согласно древним иранским представлениям, боги создали мир в семь этапов. Сначала они сотворили небеса из «камня, твердые, как огромная круглая скорлупа», в нижней части которой расположили воду. Потом была создана земля — большое плоское блюдо, лежащее на воде. В самом центре земли боги сотворили три одушевленных творения: растение, животное, именуемое «единожды сотворенным быком» и человека, названного в Авесте «Смертная жизнь» (Gæya-Marǝtan). Затем был сотворен огонь, как видимый, так и невидимый. Жизненная сила огня пронизывала все творения, а Солнце, являющееся носителем огня, обогревало мир и обеспечивало смену дня и ночи.

Учение Заратуштры привнесло в представления иранцев о сотворении мира по-настоящему драматический момент, довольно подробно описанный в текстах на среднеперсидском языке. Пророк утверждал, что Ахура-Мазда, объявленный им верховным божеством зороастрийского пантеона, совершил акт творения в два этапа. Сначала он создал все существа свободными от их телесных оболочек — так описывается сотворение в «духовном, нематериальном» мире (среднеперсидское menog). Однако для созданий Ахура-Мазды материальное бытие было благотворнее нематериального, так как его совершенные творения в телесной оболочке наделялись гораздо большим благом. Этот этап сотворения мира получил среднеперсидское название «Сотворение основы» (Bundahišn).

Пророк Заратустра / wikipedia.org

Материальное бытие своим совершенством сразу же привлекло внимание злого духа — Ангра-Маинйу. Он позавидовал сотворенному Ахура-Маздой миру и вознамерился разрушить его. Сначала он ворвался туда через нижнюю сферу каменного неба и погубил его совершенство — так, помимо благостного дуновения ветра, столь необходимого в засушливых регионах, появился разрушающий ветер. Затем он вынырнул из воды, тем самым сделав большую ее часть соленой. Потом он проник в землю — тогда образовались пустыни. Не удовлетворившись содеянным, Ангра-Маинйу засушил растение, убил единотворного быка и первого человека. После этого он напал на огонь и испортил его дымом.

Тогда божественные существа объединились. Амэрэтат («Бессмертие») истолкло высушенное Ангра-Маинйу растение (в этом сюжете отражен процесс изготовления вещества галлюциногенного вещества хаома, играющего важную роль в зороастрийском жреческом ритуале), а его прах рассыпало по миру с тучами и дождем, чтобы вырастить повсюду больше растений. Луна и Солнце, очистив семя человека и перворожденного быка, породило людей и скот. Именно так в зороастризме описывается благотворное жертвоприношение, относившееся первоначально к древнеиранским представлениям. Появление зла в этом мире приписывается Ангра-Маинйу, ведь именно он принес порчу и смерть в совершенный мир, созданный Ахура-Маздой. Но Амеша-Спента (бессмертные святые), объединившись, обратили его злодеяния на пользу мира. Именно к этому должны постоянно прилагать усилия все благие творения.

«Сотворение основы» — это первый из трех периодов, или эр, на которые делится история мира. С нападением Ангра-Маинйу начинается второй этап мироздания. Он называется «Смешение» (среднеперсидское Gumezišn) — на протяжении этого периода мир не является совершенным (то есть соответствующим правильному миропорядку аша). Мироздание представляет собой смесь добра и зла.

Ангра-Маинйу вместе со своими подручными даэва (dev, dīv) стремится постоянно нарушить совершенный миропорядок, установленный в согласии с аша. Именно так в жизни появляются стихийные бедствия, человеческие грехи и пороки. Для того, чтобы восстановить совершенство мироздания, человеку необходимо постоянно возносить молитвы Ахура-Мазде и Амеша-Спента, хранить жизнь семи творений и следить за собственными мыслями словами и делами.

Согласно учению Заратуштры, человечество имеет с благими божествами общую цель — искоренение всего зла в мире и восстановление совершенство, созданного Ахура-Маздой. В Авесте эта фаза мироздания именуется Frašokereti (среднеперсидское Frašegird), что в переводе означает «Чудодеяние». На этом заканчивается вторая эра, а на смену ей приходит третья — «Разделение» (среднеперсидское Vizarišn). Тогда силы Добра побеждают силы Зла и воцаряется эра блага, праведности и совершенства.

 

Материалы по теме:

Путеводитель по зороастризму: учение о семи благих божествах

Путеводитель по зороастризму: понятия правды и лжи