В книге раскрывается многообразие исторических событий и культурных достижений Ирана за обширный период с древнейших времен до завершения XIX века. Научная достоверность изложения сочетается с доходчивым изложением, уделено внимание как деяниям великих правителей и военачальников, так и тому, какой была повседневная жизнь народа в ту или иную эпоху.

Алекс Бертран Громов, Сейед Нассер Табаи. Персия: история неоткрытой страны

Рассказывается и о всемирно знаменитых сокровищах персидских владык — это Павлиний трон, знаменитые алмазы «Шах» и «Кохинур», подаренная персидскому шаху российским императором, парадная хрустальная кровать... Не случайно на обложке книги можно увидеть одно из изделий искусных иранских мастеров-ювелиров — сверкающий Глобус Насреддин-шаха, изготовленный из золота (более 30 килограммов драгоценного металла) и множества самоцветов, рубинов и изумрудов. «По преданию, камень „Гора света“ получил это название после того, как прославленный персидский полководец и правитель Надир-шах захватил столицу Моголов. Он сумел завладеть „Павлиньим троном“, но там уже не было знаменитого алмаза. Вездесущие шпионы донесли владыке, что алмаз надо поискать в тюрбане побежденного правителя Шаха Рангила. Во время пира Надир Шах предложил тому в знак мира и дружбы обменяться тюрбанами... Вскоре победитель поспешил в свои покои, где собственноручно размотал тюрбан и, увидев сияющий камень, воскликнул: „Гора света!“. По словам Тавернье, французского ювелира и путешественника, „Кох-и-Нур“ имел вес 420 карат и был огранен в форме розы для того, чтобы наилучшим образом представить игру световых лучей». 

Шедевры классической персидской поэзии и живописной миниатюры принадлежат к вершинам культурного наследия всего человечества. В книге рассказывается о великих поэтах и их произведениях. Поэма Фирдоуси «Шахнаме» не просто являет собой обширный и красочный эпос, но и породила целый свод легенд, в том числе и ту, что повествует о властителе, оценившем каждую ее строку в полновесную золотую монету. Известность этого выдающегося произведения была столь обширна, что поэма Фирдоуси оказала влияние не только на поэтическую традицию, но и на народный эпос разных стран вплоть до Руси. 

Также в книге повествует об архитектурных традициях Ирана, ведь здешние искусные зодчие издавна умели строить величественные, нарядные и одновременно идеально подходящие к климатическим условиям здания. Примером могут служить башни-«ветроловы», бадгиры, сохранявшие прохладу даже в самую сильную жару.