В июне 1900 года во время своей первой поездки в Европу шах Мозаффар ад-дин увидел во Франции сцены, снятые при помощи кинематографа, камеры, изобретенной пятью годами ранее. Шах приказал придворному фотографу Мирзе Ибрахиму Аккас-баши купить камеру компании Gaumont и научиться ей пользоваться. По всей видимости, фестиваль цветов в бельгийском городе Остенде был первым событием, запечатленным на камеру иранцем. По возвращении в Тегеран Аккас-баши также снимал львов в королевском зверинце и траурные процессии во время Ашуры. Все эти фильмы, официально считающиеся началом кинематографии в Иране, утеряны.

Первым человеком, открывшим публичный кинематограф в Иране, считается Мирза Ибрахим Саххаф-баши, часто бывавший в Европе по делам и любивший технологические новинки. Его кинотеатр действовал в течение месяца на улице Чераг Газ (впоследствии — улица Амир Кабира): там за 2 керана можно было посмотреть комедийные ролики или кинохроники, большинство из которых были привезены из Одессы или Ростова. Наиболее успешным организатором кинопоказов был Мехди Руси-хан, фотограф русско-английского происхождения, настоящая фамилия которого была Иванов. Свою карьеру в Персии он начал в качестве помощника придворного фотографа шаха Мухаммада Али, затем приобрел киноаппарат и 15 фильмов во Франции для того, чтобы показывать их в гареме. Позже он арендовал для публичного показа фильмов большой внутренний двор рядом с собственным фотографическим магазином. В арендованном помещении, вмещавшем около 200 человек, он показывал пользовавшиеся огромным успехом французские комедии, а также кинохроники, например, посвященные Русско-японской войне. Однако Руси-хан, поддерживавший абсолютную власть шаха, потерял свое дело во время Конституционной революции (1905-1911): его магазин был разграблен, кинотеатр закрыт, а сам он покинул страну.

16-миллиметровый кинопроектор, принадлежавший Руси-Хану / titkan.com

В начале 1910-х годов в Тегеране сразу несколько человек запустили собственные кинотеатры с регулярным показом фильмов. Сеансы проходили в сопровождении пианино и скрипки, а иногда и небольшого оркестра. Посетителям предлагались соответствующие сезону напитки. Первоначально кинопоказы делались исключительно для мужской аудитории, однако в дальнейшем стали выделять особые сеансы для женщин. Поскольку идеи открытия отдельных кинотеатров для женщин оказались провальными с точки зрения прибыли, то идеальным решением проблемы были совместные залы со специальными ограничениями. В совместный кинотеатр вели два разных входа, мужчины и женщины садились по разные стороны от центрального прохода, а сотрудники кинотеатра и полиция следили за порядком в помещении.

В 1920-х годах в тегеранских кинотеатрах начинают показываться видеоматериалы иранского производства. Хан Баба-хан Мотазеди, снимавший заседания Конституционной ассамблеи и коронацию Реза-шаха для кинохроники, освоил технологию производства интертитров (текстовых вставок, дававших зрителю пояснения по ходу фильма) на персидском языке. Ованес Оханян, этнический армянин, работавший на киностудии в России, основал первую в Иране актерскую школу. В январе 1931 года Мотазеди и Оханян сняли первый полнометражный иранский игровой фильм «Аби и Раби» (Abi va Rabi) в жанре эксцентрической комедии. Эта немая картина так же, как и второй фильм Оханяна «Хаджи-ага, актер кино» имела ошеломляющий успех.

Кадр из фильма «Аби и Раби» / reorientmag.com

Иранских фильмов в кинотеатрах становилось все больше, однако львиную долю кинопоказов все же занимали ленты, привезенные из-за рубежа. О предприимчивости иранских дистрибьюторов может свидетельствовать следующая забавная история. Писатель Андре Мальро сообщал, что видел в Иране фильм, который официально не существовал. Речь идет о пользовавшейся успехом картине «Жизнь Чарли» (Zendegi-ye Charli) с Чарли Чаплином в главной роли. Главная звезда немого кино действительно не снималась в таком фильме, однако ловкость рук иранских кинодистрибьюторов превратила серию короткометражек Чаплина в отдельный полнометражный фильм с сюжетом.

В 1933 году в тегеранских кинотеатрах появился фильм «Лурская девушка» (Dokhtar-e Lor). Это был первый звуковой фильм в истории иранского кинематографа — впервые в кинозале с экрана прозвучала персидская речь. В картине играли иранские актеры, однако весь съемочный процесс проходил в Индии и осуществлялся при помощи местных специалистов. По своей успешности «Лурская девушка» превзошла все предыдущие немые фильмы. Так в Иране началась эра звукового кино.

 

Материалы по теме:

История иранского кинематографа: первые звезды и международные награды