Первые музыкальные инструменты, найденные на территории Ирана, датируются примерно 3000 годом до н.э. — это были арфы, обнаруженные на территориях древних ритуальных комплексов. Другая более интересная находка, проливающая свет на музыкальную культуру древних иранцев, несколько моложе. Речь идет о печати, на которой изображен целый оркестр: певец, арфист и ударник. Письменные источники сообщают о настоящем расцвете музыки при дворе Сасанидов — эта традиция продолжилась и после мусульманского завоевания. Была также разработана целая музыкальная теория, основанная на различных «напевах». Однако в связи с довольно ограниченными контактами с крупнейшими странами Европы хорошо знакомые нам музыкальные инструменты иранцам были неизвестны в течение долгого времени.

История пианино в Иране началась с Фатх Али-шаха / источник фото: wikipedia.org

Первое пианино, появившееся в Персии, было преподнесено в подарок Фатх Али-шаху Каджару Наполеоном Бонапартом. Это был небольшой 5-октавный инструмент, который, по всей видимости, был абсолютно расстроен по прибытии в Тегеран, и поэтому вряд ли когда-либо использовался. Во второй половине ХIХ века, после европейского вояжа шаха Насир ад-Дина, в страну были привезены еще несколько пианино: сначала они появились при дворе, а потом — в домах знатных людей, также посетивших Европу. Проблема в том, что зачастую инструменты покупали «для мебели» — они являлись элементом «европейского» декора домов.

С основанием в Персии высшего учебного заведения (Dār al-fonun), в котором преподавались «европейские науки», оживился интерес к изучению западной музыки. Туда были привезены несколько фортепиано, а также приглашены французские учителя. Однако недостаточное знакомство с фортепианной музыкой и европейской системой нот, а также низкая квалификация зарубежных наставников создавали дополнительные проблемы для приобщения иранцев к игре на этом инструменте. Тем не менее, его внушительный внешний вид и музыкальные характеристики привлекали многих музыкантов, желавших попробовать свои силы в его освоении.

Выступление оркестра «Альянс»  под руководством француза иранского происхождения маэстро Педжмана Мемарзадево во дворце Чехель Сотун в Исфахане в 2016 году/ источник фото: isna.ir

Первым иранцем, не только на великолепном уровне освоившим фортепианную музыку, но и приспособившим незнакомый западный инструмент к местной музыкальной теории был Мохаммад Садек-хан, придворный музыкант Насир ад-Дина. Садек-хан, который был одним из знаменитых мастеров игры на сантуре, — иранском традиционном струнном инструменте (именно его композиция была первым записанным звуковым фрагментом игры на сантуре) — также считается основоположником «иранского» стиля игры на фортепиано.

 

Материалы по теме:

Во дворце Исфахана французский оркестр исполнил мелодии мира и добра [ФОТО]