Корпус библейских текстов создавался на протяжении довольно длительного периода и составлялся на разных языках. Во многих книгах можно найти разные свидетельства о тех исторических эпохах, в которых жили их авторы. Поэтому книги пророков Наума (Нахума), Аввакума (Хаввакука), Исаии и некоторые другие библейские тексты можно использовать в качестве источников по истории Ирана в Мидийский и Ахеменидский периоды.

В книгах Наума и Аввакума, живших в VII веке до н.э. описывается падение Ассирийского государства. Наум пишет о скором взятии Ниневии, которая была захвачена войсками мидян и вавилонян в 612 году до н.э., А Аввакум рассказывает о захвате мидянами города Ашшура в 614 году до н.э. В книге пророка Исаии описываются события примерно 547–539 годов до н.э. Это период отмечен упадком нововавилонского царства, а также усилением Ахеменидов. Пророк выражает надежду, что ахеменидский правитель Кир, готовившийся к войне, уничтожит вавилонян и разрешит плененным иудеям вернуться на родину и восстановить разрушенный в Иерусалиме храм. Тема восстановления храма продолжается в книге Аггея, жившего во времена «Дария Гистаспа» (имеется в виду Дарий I). Речи библейского пророка обращены к иудейскому царю Зоровавелю и первосвященнику Иисусу: он упрекает их в бездействии, так как работы по восстановлению храма затормозились.

Мавзолей Кира Великого в Пасаргадах / wikipedia.org

В книге Ездры, первосвященника, вернувшегося в Иудею после вавилонского пленения, описываются события во времена правления Артаксеркса I. Однако один из самых интересных фрагментов это книги указывает на чуть более ранний исторический период. В книге Ездры содержатся свидетельства, оставленные на арамейском и древнееврейском языках, об указе Кира Великого, который датируется 538 г. до н.э. Согласно этому указу, иудеям было разрешено вернуться из вавилонского пленения и восстановить храм. Причина составления этого указа на двух языках вполне очевидна: арамейский был официальным канцелярским языком империи Ахеменидов, а на древнееврейском правитель обращался к самим иудеям.

Книга пророка Даниила повествует нам о событиях второй половины VI века до н.э., но, по всей видимости, была написана несколько позднее. В ней в основном рассказывается о падении нововавилонского царства (539 год до н.э.), однако наиболее интересны для нас ее персидские элементы. Специалисты отмечают целый ряд персидских заимствований в тексте книги: к таким, например, относятся слова «пеха» («наместник», от древнеперс. paik) или «гаддам» («член», от древнеперс. handam). Кроме того, в книге приводится еврейская традиция ахеменидской генеалогии, в которой допущено большое число неточностей: сообщается, что Ахемениды правили всего 52 года, Дарий был мидийцем и т.д.

В книге Эсфирь рассказывается о жизни еврейской диаспоры во время правления царя Артаксеркса I (впрочем, историк Иосиф Флавий утверждает, что это происходило во времена Ксеркса I). Действие происходит при ахеменидском дворе в Сузах: автор хорошо знаком с топографией этого города и цитирует имена персов, эламитов и вавилонян.

Изображение персидских воинов в дворце Ахеменидов в Сузах / источник фото: wikipedia.org

Вашти, жена Артаксеркса, отказывается появляться перед гостями. В результате царь отвергает ее, а в жены берет иудейку Эсфирь, родственницу и воспитанницу Мардохея. Затем Аман, один из придворных Артаксеркса, раздраженный нежеланием Мардохея поклониться перед ним, интригами добивается указа правителя на истребление всего еврейского народа. Мардохей просит Эсфирь заступиться за народ перед царем: она, нарушая этикет, является к Артаксерксу без приглашения и убеждает его посетить приготовленный для него пир, во время которого убеждает его отказаться от идеи уничтожения евреев. Однако царский указ уже был разослан, поэтому отмене он не подлежит. Артаксеркс издает новый указ: «о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить». В результате иудеи восстали на защиту своих жизней и погубили множество врагов. А в честь этих событий был установлен религиозный праздник Пурим.