Христиане живут на территории Ирана столетиями, и считается, что первые последователи этой религии ступили на землю Персии не позднее II века. За все это долгое время в Иране соорудили немало величественных христианских храмов, которые к тому же обладают любопытной историей.

 

Монастырь святого Степаноса

В живописном горном районе провинции Восточный Азербайджан расположился монастырь святого Степаноса, который считается настоящим архитектурным шедевром северо-западного Ирана и принадлежит армянской церкви. Сооружение находится в 15 км от города Джульфа, в глубоком каньоне, тянущемся вдоль реки Аракс. Еще в 70-х гг. прошлого века к храму вела лишь узкая неприметная тропинка, однако со временем здесь появилась проезжая дорога, и до монастыря уже легко можно было доехать на автомобиле.

Строительство храма завершилось в IX веке, однако существует мнение, что здание было построено еще в 62 году Святым Варфоломеем. Сооружение значительно пострадало во время монгольского нашествия, но в 1330 году было полностью восстановлено. Уже в XIV веке Монастырь святого Степаноса имел огромное культурное значение, так как там хранились многочисленные ценные картины, а также философские, религиозные и исторические манускрипты. В начале XV века началась оживленная борьба между иранской династией Сефевидов и турками, которые оккупировали западную Армению в 1513 году. По этой причине в 1604 году Шах Аббас I переселил всех местных жителей в центральную часть страны, и монастырь оказался в запустении. Однако в середине XVII века Сефевиды снова вернулись, и сооружение было восстановлено.

Храм украшен уникальными фресками и скульптурами, которые считаются шедеврами армянской архитектуры. С восточной стороны монастыря находится укрепление, состоящее из крепостного вала и семи наблюдательных башен. Одна из них разрушена, но остальные сохранились сравнительно неплохо. На сегодняшний день монастырь постоянно не действует, но раз в год в назначенный день сюда съезжаются армяне для проведения мессы.

 

Собор Ванк

Собор Ванк является самым крупным христианским храмом в Иране. Совсем непримечательный снаружи, но роскошный внутри, каждый день он притягивает сотни туристов. Ванк построили в 1664 году. Стиль и убранство этого сооружения впоследствии оказали значительное влияние на многие церкви Ирана. Зал богато украшен позолоченной резьбой, броскими изразцами и различными фресками с эпизодами из жизни Иисуса Христа. Собор венчает купол, под которым в рисунках рассказаны некоторые сюжеты из Библии, включая историю сотворения мира, создание Адама и Евы, вкушение запретного плода и изгнание человека из Эдема. На нижней части стен изображены пытки армян во время геноцида в Турции в начале XX века.

В Ванке имеется несколько гробниц, где похоронены известные армяне, жившие в Исфахане. Во дворе собора также расположен мемориал, посвященный жертвам геноцида. Каждый год 23 апреля, собравшись вокруг памятника, здесь зажигают свечи, чтобы почтить память мучеников. 

На площади собора также находится музей Ванк, чайхана и библиотека, где хранится более 700 редких рукописей на армянском и средневековых европейских языках.

В музее, построенном в 1871 году, содержатся многочисленные экспонаты, связанные с историей собора и армянского сообщества в Иране, а также указ шаха Аббаса I о постройке района Новая Джульфа и запрете преследования армян на их территории. Кроме того, здесь можно посмотреть на национальную одежду жителей эпохи Сефевидов, старые карты, фотографии и ценные предметы искусства, которые армяне приобрели у различных европейских стран. В музее также экспонируются необычные образцы Библии, среди которых есть один примечательный экспонат – крохотная Библия, которая весит всего 7 грамм и считается одной из самых маленьких в мире.   

 

Церковь святого Саркиса

Церковь святого Саркиса – главный храм Армянской апостольской церкви в Иране, расположенный в Тегеране. Его строительство началось в 1964 году и завершилось в 1970 году. Церковь построили братья Саркисян в память о своих родителях полностью на личные средства.

Изначально епископальное управление армянской церкви находилось на территории храма святой Богородицы, расположенной в центре столицы, однако в 60-х гг. прошлого века было принято решение перенести его в Церковь святого Саркиса. Снаружи церковь выполнена из белого мрамора, сверху расположены две колокольни, и венчает здание пирамидальный купол.

Церковь назвали в честь святого Саркиса, одного из самых почитаемых святых у армянского народа. В начале IV века он жил в Риме и, будучи христианином, подвергался постоянным гонениям, так как в то время у последователей этой новой религии отбирали имущество, а церкви предавали огню. Саркис вместе со своим сыном направился в Армению, но царь Тиран под давлением римского императора вынужден был изгнать Саркиса и его сына из страны. Тогда они приехали в Персию, чтобы служить в армии Шапура II, шаха из династии Сасанидов. Однако когда Саркис начал проповедовать христианство среди персидских воинов, Шапур II приказал убить Саркиса и его сына.

Сперва купол церкви соорудили без какой-либо опоры, вследствие чего он начал давить на потолок, и возникла угроза того, что он раскрошится. Поэтому построили 4 колонны для того, чтобы те сдерживали вес. 

 

Свято-Николаевская церковь

В 1905 году проходило строительство первой в Иране шоссейной дороги Энзели-Тегеран, и занимались этим по большей части русские специалисты. В духовном плане они постоянно сталкивались с трудностями: дети были некрещеными, браки заключались без освещения церковью, и работники были вынуждены ходить в армянскую церковь и вносить туда пожертвования. Тогда поступило предложение о возведении православного храма, и вскоре в Казвине появилась Свято-Николаевская церковь. Кроме того, начальник дороги инженер Николай Владимирович Полторанов построил здесь русскую школу.

Архитектура церкви значительно выделяется среди остальных построек Казвина. Сооружение построено в форме креста, с полукруглым алтарем и куполом голубого цвета. В церковь ведет массивная деревянная дверь, над которой построена небольшая крыша, стоящая на колоннах.

Во дворе церкви находится несколько могил русских деятелей. В одной из них похоронен пилот, чей самолет был сбит во время Второй мировой войны. Перед церковью также находится памятник, посвященный инженеру дороги Энзели-Тегеран. Сегодня церковь уже не работает и действует только как музей, однако, он обычно закрыт, и, чтобы туда попасть, нужно заранее договориться с тем, кто отвечает за посещения Свято-Николаевской церкви.

 

Монастырь святого Фаддея

Монастырь святого Фаддея считается одним из первых христианских сооружений в Иране. Находится он в гористой местности провинции Западный Азербайджан в 20 км от города Маку. Монастырь также называют «Черная церковь», так как некоторые его части построены из черного камня.

Согласно легенде, один из 12 апостолов Христа Фаддей погиб от рук язычников, проповедуя Святое Писание. И примерно в 68 году н.э. вокруг его могилы появился храм. В XIV веке здание сильно пострадало из-за землетрясения, и большую часть сегодняшней постройки датируют уже XIX веком.

В наши дни служба здесь проходит всего раз в год (в июле в день святого Фаддея), и это место является одним из главных мест паломничества армян.

 

Церковь Дзордзор

Среди гор провинции Западный Азербайджан виднеется еще одна старинная достопримечательность – церковь Дзордзор. Сегодня это единственная часть, оставшаяся от церкви святой Богородицы.

Построенная в VII веке, она часто страдала от землетрясений, вследствие чего многократно реконструировалась. Как и церковь святого Степаноса, Дзордзор была покинута в начале XVII века. В 1988 году церковь восстановили, однако ее решили переместить на холм, который находился на 600 метров выше. Здание перенесли в целях безопасности, так как на старом месте было решено возвести плотину, и сооружение могло оказаться под водой.