Зурхане (زور خانه, перс. «Дом силы») — это название традиционной спортивной арены, распространенной в Иране, Азербайджане, странах Средней Азии, а до недавнего времени и в Ираке. Ее назначение — спортивная борьба и различные физические упражнения — роднит зурхане с похожими институтами в Индии, Афганистане и Турции. 

 

Происхождение

Первые упоминания о зурхане встречаются в источниках эпохи Сефевидов, а к XVII веку относится первое описание этого заведения, данное европейцем. Путешественник Джон Шарден в своем дневнике отмечал существование «Домов силы», в которых люди, прежде всего из низших сословий, занимаются борьбой. Шарден пишет, что такие арены есть в каждом городе — в особенности в домах «великих лордов» и «губернаторов провинций».

Борцы «варзеш-е зурхане» в Иране в XIX веке / источник фото: wikipedia.org

Вполне вероятно, что сам по себе институт зурхане возник значительно раньше времени, к которому относятся его первые описания. Во всяком случае, «варзеш-е зурхане» (практикуемая там борьба) считается одним из наиболее древних среди известных нам видов борьбы, а ее правила зарегистрированы в Перечне духовного наследия ЮНЕСКО. Некоторые исследователи указывают на доисламские корни зурхане. В частности Мухаммад-Таги Бахар в работах, посвященных иранскому кодексу поведения (javānmardi), писал, что зурхане и ее посетители являются современным воплощением древних этических принципов. А Мехрдад Бахар, сравнивая архитектуру и ритуалы зурхане с храмами, посвященными божеству Митре, указывал на возможную связь этих «спортивных залов» с митраизмом. Среди атлетов, которых называют старинным иранским словом «богатыри» (pahlavānān), существует множество историй об их легендарном предшественнике. Считается, что им был живший в XIV веке богатырь Махмуд из Хорезма, более известный под прозвищем «Пурья Вали» (Puriā-ye Vali). Он же почитается как ролевая модель для остальных «богатырей», одновременно воплощая физическую силу и следование этическому кодексу.

Атлеты «варзеш-е зурхане», конец XIX века / источник фото: wikipedia.org

 

Устройство

Традиционное здание зурхане по форме напоминает общественную баню, рядом с которой оно обычно и находилось. Главный зал часто находится ниже уровня улицы для того, чтобы обеспечить постоянную температуру и не допустить сквозняков, способных «продуть» атлетов во время тренировок. В главное помещение можно попасть через небольшую дверь — человек не может войти внутрь, не поклонившись. В центре главного зала находится яма (goud) шестиугольной формы и примерно метровой глубины, в которой проводятся упражнения. Для удобства атлетов пол ямы покрывался хворостом, золой, а затем — слоем глины (впоследствии для этого стали использовать доски и линолеум). Вокруг ямы располагаются трибуны для зрителей, стойки для спортивных снарядов, а также портреты известных атлетов и духовных лиц.

Современное зурхане в Тегеране / источник фото: flickr.com, автор фото: Kamyar Adl

Важным элементом зурхане также является место, специально отведенное для человека, который сопровождает упражнения чтением стихов под аккомпанемент барабанов (это место называется sardam). Часто он читает произведения персидских классиков — Фирдоуси, Саади и Хафиза, однако существуют также поэмы, написанные специально для зурхане. Они называются «цветок борьбы» (gol-e košti), а наиболее известная из них принадлежит перу Мир Наджата Исфахани.

Важным элементом зурхане является место, отведенное для человека, который сопровождает упражнения чтением стихов под аккомпанемент барабанов / источник фото: flickr.com, автор фото: OXLAEY.com

 

Как стать богатырем

Занятия в зурхане проходят в более или менее стандартном порядке под руководством наиболее заслуженного атлета (miāndār или moršed). Упражнения начинаются с разминки, в ходе которой, например, атлет, лежа на спине, поднимает деревянные щиты, называемые «камень» (sang). Считается, что перед началом упражнения наставник, ведущий упражнения, должен прочитать двустишие:

Для всякого дела скажи «Во имя Бога»,
Чтобы Бог простил все твои грехи.
Когда возьмешься за ручку щита,
Скажи «Вся сила и могущество — у Бога».

Атлеты в зурхане выполняют упражнение «плавание» / источник фото: wikipedia.org 

Также атлеты в зурхане выполняют упражнение «плавание» (šenā), немного похожее на привычные для нас отжимания. Кроме этого, в ходе занятия «богатыри» используют большие булавы (mil) и своеобразный «лук» (kabbāde), основа которого сделана из металла, а тетива представляет собой цепь с дополнительными утяжеляющими элементами. Отдельный интерес вызывает упражнение на координацию под названием «вращение» (čarx). Индивидуальные упражнения выполняются по старшинству, начиная с более молодых атлетов. Этот факт весьма примечателен, поскольку идет вразрез с персидским этикетом — в зурхане молодой участник оказывает почтение более старшему тем, что выполняет упражнение первым. Тренировка заканчивается традиционной борьбой.

Атлеты зурхане разделены на несколько классов: «новичок» (nowčе), «начинающий» (nowxāste), «богатырь» (pahlavān) и, наконец, наиболее успешный атлет — miāndār. Выдающиеся спортсмены награждаются титулом «великий богатырь» (pahlavān-e bozorg), однако удостоены его были лишь два человека — легендарный Пурья Вали и Хадж Сеййед Хасан Разаз. Практики и ритуалы зурхане пронизаны шиитским символизмом. Атлеты произносят славословия Мухаммаду и Али, ради чего приостанавливаются занятия. Человек, входящий в «яму», должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, а занятия запрещены для женщин, детей и немусульман. Несмотря на изначально шиитскую природу зурхане, в XVIII веке они появились в преимущественно суннитском Курдистане. Более того, сообщается, что в середине ХХ века в Тегеране и Ширазе функционировали несколько иудейских зурхане, а в Йезде — зороастрийская.