Кочевые племена и народы играли важнейшую в роль в истории Ирана и соседних регионов в Средние века. Начиная с ХI века, волны кочевников проникали на территорию Иранского нагорья, разрушая существующие там государства и меняя привычный для населения уклад жизни. В 1258 году монгольские войска под командованием Хулагу вторглись в Багдад и казнили халифа ал-Мутасима, тем самым закончив правление династии Аббасидов, пусть и номинальное на протяжении нескольких столетий. После распада государства Хулагуидов, эмиры разделили между собой огромную территорию, однако им не удалось под ударами племенных объединений Кара-Коюнлу, а затем Ак-Коюнлу.

 

Братство Сафавийя

Во второй половине XIII — начале XIV века вокруг знаменитого суфийского наставника (šeix, «шейх») Сафи ад-дина Ардебили образуется широкий круг последователей, которые слегка позднее образуют братство, названное в его честь — «Сафавийя» (или «Сефевийе»). Несмотря на то, что Сафи ад-дин почитался за его аскетизм и нестяжательство, к концу жизни он в качестве подарков получил большие земельные наделы в Ардебиле, а также скопил достаточное количество средств. Его наследники восприняли установки основателя братства — до поры до времени они сторонились политической жизни. Со временем ситуация изменилась: братство в религиозном плане все больше склонялось к шиизму (большая часть последователей была тюркоязычной и исповедовало «народный» шиизм), а также начала вмешиваться в политику (шейх Ибрахим стал правителем Ардебиля). 

Мавзолей суфийского наставника Сафи ад-дина Ардебили / источник фото: wikipedia.org

При наследнике Ибрахима, шейхе Джунайде, братство Сафавийя превратилось в военизированную организацию. Их религиозные взгляды также претерпели трансформацию: они все больше склонялись к радикальному шиизму, в частности многие последователи Сафавийя обожествляли Джунайда и его потомков. Влияние братства было настолько велико, что правитель государства Ак-Коюнлу Узун Хасан запретил Джунайду возвращаться в Ардебиль. Последний в результате вынужден был прожить остаток жизни в Ширване (современный Азербайджан), а его внезапная смерть посеяла вражду между Сафавийя и Ширваншахом. 

Амбиции шейха Хайдара, сына и наследника Джунайда, были еще шире: под его руководством Сафавийя совершали походы на Северный Кавказ против «неверных» народов Черкесии, Грузии и Дагестана. Подобные экспедиции привели к военному конфликту с Ширваном — этого не мог себе позволить правитель государства Ак-Коюнлу, так как Ширваншах был его союзником. Объединенные войска Ширваншаха и Ак-Коюнлу победили армию Хайдара, а последний погиб в сражении под Дербентом. Сын Хайдара также был умерщвлен, однако предварительно успел передать руководство над Сафавийя своему младшему брату Исмаилу, который, опасаясь преследования, вынужден был скрываться.

Кызылбашский воин / источник фото: wikipedia.org

 

«Красноголовые»

Основной военной силой Сафавийя были тюркоязычные племена, которые в западной литературе обычно называют туркменами (или туркоманами). Эти племена входили в конфедерацию, которую называли Кызылбаши (тюрк. Qizilbāš, «красноголовые»). Такое название они получили благодаря характерному головному убору красного цвета с 12 полосками (по числу шиитских имамов). Крупнейшими из племен, входивших в конфедерацию кызылбашей, были шамлу, румлу, устаджлу, текелу, афшар, каджар и зулкадар, кроме них в этом объединении также состояли некоторые ираноязычные семьи. Основным объединяющим фактором для кызылбашей была идеология братства Сафавийя, в которой шейх почитался как духовный и политический лидер.

 

Возвращение Исмаила

В 1500 году 14-летний Исмаил собирает войска кызылбашей и отправляется в поход в Ширван. В решающей битве против армии Ширваншаха Фаррух-Ясара глава Сафавийя сражается в первых рядах, тем самым вдохновляя своих последователей — стоит заметить, что многие последователи почитали Исмаила реинкарнацией 12-го имама и верили, что он неуязвим для вражеского оружия. Годом позднее войска кызылабшей разбивают армию правителя государства Ак-Коюнлу. Исмаил входит в Тебриз, где провозглашает себя шахиншахом Ирана и дает начало династии Сефевидов. В течение десяти лет Исмаил при поддержке кызылбашей захватывает территории Ак-Коюнлу, разбивает войска узбеков под руководством хана Шейбани и, пользуясь нестабильностью в Османском государстве, захватывает Багдад. Экспансия Сефевидов на запад была остановлена после Чалдыранской битвы 1514 года, когда войска кызылбашей были разгромлены османами, во многом благодаря наличию у последних артиллерии.

Исмаил входит в Тебриз, где провозглашает себя шахиншахом Ирана / источник фото: wikipedia.org

 

Взлет и падение

После неожиданной кончины Исмаила на престол взошел его десятилетний сын Тахмасб. При нем и его последователях могущество кызылбашей достигло своего пика. Главы племен боролись за влияние на шаха и его потомков: сыновья правителя отдавались на воспитание в одно из племен, которое впоследствии рассчитывало на то, что именно он займет престол и станет проводником их интересов. Это, разумеется, приводило к междоусобицам внутри государства Сефевидов (которое тогда еще называли Dowlat-e Qizilbāš, «Государство кызылбашей») и влекло за собой территориальные потери.

Главы кызылбашей с воодушевлением восприняли восшествие на престол 16-летнего Аббаса. Однако юный шах слишком хорошо усвоил уроки своих предков и поставил одной из главных своих целей снижение влияния племен на политику страны. Аббас провел военную реформу, в результате которой в Иране была создана регулярная армия, набиравшаяся в основном из обращенных в ислам народов Кавказа. Эта армия в своей мощи не уступала кызылбашам и тем самым лишала их статуса единственной военной силы государства. Однако содержание регулярной армии и пополнение ее рекрутами требовало дополнительных расходов, часто являвшихся непомерными для казны.

Сефевидское государство при шахе Аббасе / источник фото: wikipedia.org

 

Новые начала

Хотя Аббасу удалось лишить кызылбашей прежнего влияния при дворе, некоторым племенам из этой конфедерации удалось «вернуться в игру». После падения династии Сефевидов в результате афганского нашествия объединить ранее принадлежавшие государству земли удалось Надиру из племени афшар (он же стал основателем династии Афшаридов). А в конце XIX века после нескольких десятилетий борьбы в Иране воцарилась династия Каджаров — представителей тюркоязычного племени, также входившего в конфедерацию кызылбашей.