Сооснователь дубайской компании Gameguise, занимающейся продвижением онлайн-игр, Амир-Эсмаель Бозоргзаде провел исследование изменений в сфере пользования интернетом в Иране. По мнению аналитика, с 2012 года в Исламской Республике произошел настоящий бум в сфере информационных технологий.

Не думаю, что многие понимают, какой подъем произошел в Иране в сфере электронной коммерции и социальных сетей за последние несколько лет. Данные области стали также популярны, как и пользование смартфонами. 

В 2012 году я провел первый опрос, чтобы определить, насколько активно иранцы используют цифровые технологии. В январе 2016 года в течение трех дней я выполнил такое же исследование через наш канал в мессенджере LINE, опросив 886 человек. Стоит отметить, что 62% участников проходили опрос через виртуальную частную сеть (VPN).

В 2012 году около двух третьих (58%) опрошенных пользовались Facebook даже несмотря на то, что он был запрещен (и до сих пор таковым является). С тех пор количество снизилось до 35%, то есть до одной трети населения. Произошло это, потому что в социальных медиа появился новый лидер – Instagram, которым активно стала пользоваться половина участников опроса. 

Популярность Google + остается сравнительно стабильной, снизившись лишь на 5% до 31%. Количество пользователей Twitter (он тоже заблокирован) также уменьшилось на 5% и составило 7%, а участников профессиональной социальной сети Linkedin стало вдвое меньше (6%). Местная социальная сеть Cloob, которая была ранее популярна, устарела, и количество пользователей снизилось с 14% до 3%.

Уровень потребления социальных сетей в стране совершенно изменился. Раньше 29% участников опроса проводили в интернете по часу в день, тратя свое время на просмотр несметного количества постов. Сегодня эта цифра подскочила до 62%, из которых 22% тратят более трех часов на социальные сети. Почти в три раза больше людей (25%) один или два раза в день выкладывают фотографии. 

Популярность блогов и форумов остается прежней, колеблясь от 10 до 99%. Ежедневное пользование видео звонками возросло на 5% и составило 12%, но, тем не менее, население все еще не может свободно пользоваться различными услугами из-за медленной и дорогой передачи пакетов данных.

 

В Иране, как и во всем мире, общение в мобильных чатах приобрело огромную популярность. 38% используют такие мессенджеры, как Telegram и LINE несколько раз в день. В 2012 году, когда 3G едва только запустили в сектор телекоммуникаций, цифра была намного меньше – 12%. 

Иранцы стали гораздо активнее пользоваться всеми функциями своих смартфонов. Так, 60% опрошенных ежедневно общаются в чатах, загружают приложения и читают новости, 59% просматривают видео ролики, 54% играют в игры и 45% скачивают музыку. По сравнению с этими показателями, в меньшей степени увеличилась популярность электронной почты, и с 2012 года показатель возрос лишь с 40% до 55%.

Электронная коммерция также стала активно развиваться, и сегодня иранцы делают покупки в сети в 2-5 раз чаще, чем в 2012 году. Четыре года назад только 17% участников опроса покупали авиабилеты онлайн, а сегодня этот показатель уже равен 48%. 

Количество людей, которые бронируют комнаты в отелях через интернет, увеличилось с 9% до 42%. Благодаря таким стартаперам, как электронный магазин Digikala, иранцы стали покупать электронику (44%), одежду (49%), страховку (40%), а также такие обычные вещи, как автозапчасти (41%), не беспокоясь о безопасности ресурса и будучи уверенными, что они могут получить товар такого же качества, как если бы сами пошли в магазин.

Согласно данным опроса, самые активные интернет пользователи – люди в возрасте от 25 до 34 лет (39%), затем от 18 до 24 (28%) и от 35 до 44 лет (16%). 

Из общего количества опрошенных: 52% не состоят в браке и 39% замужем или женаты; 31% имеют степень бакалавра и 9% степень магистра; одна треть трудоустроена, 16% - студенты и 26% временно не работают.

Tech Crunch