Среди шиитов, хоть они и находятся в меньшинстве по отношению к суннитам, нет единогласия в вопросах религиозной теории и практики. Разделение только формировавшейся шиитской общины началось еще в первые века ислама, и со временем обособленные группы приобретали все больше характерных черт, отличавших их друг от друга.

На данный момент наиболее важными шиитскими течениями являются имамиты (араб. إمامية‎‎, imāmiyya), которых также называют «двунадесятники» (араб. اثنا عشرية, isnā ‘ašariyya), зейдиты (араб. زيدية, zaydiyya) и исмаилиты (араб. إسماعيلية, ismā‘īliyya). Имамиты составляют абсолютное большинство шиитов (наибольшее число имамитов проживает в Иране, крупные общины существуют также в Ираке, Азербайджане и Бахрейне); зейдиты проживают в Йемене, где по своей численности немного уступают приверженцам суннизма, общины исмаилитов существуют в Индии, Пакистане, Таджикистане и Афганистане. 

С конца XV в. с приходом к власти династии Сефевидов в Иране в качестве государственной религии утвердилась имамитская ветвь шиизма. С этого момента в стране началось активное развитие шиитской религиозной литературы. В это же время получают большое распространение шиитские мистерии та‘зийе, в которых разыгрываются сюжеты, посвященные мученической смерти третьего шиитского Имама Хусейна. Благодаря этому имамитское течение имеет наиболее развитую теологическую, юридическую и литературную традицию по сравнению с другими шиитскими группами.

Первый шах Сефевидской Империи Исмаил I / wikipedia.org

Наиболее важным догматическим отличием имамитов как от других шиитов, так и от суннитов, является видоизменение ими шахады — первого и важнейшего столпа ислама, своеобразного мусульманского «символа веры». При принятии ислама человек должен троекратно произнести шахаду (суннитский ее вариант — «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — посланник Бога», другие шиитские группы также его придерживаются). Имамиты же, утверждающие, что духовным наследником Пророка и главой (Имамом) мусульманской общины должен был стать его двоюродный брат и зять Али, добавляют к этой формуле «И Али — приближенный к Богу».

С фигурой Али также связана доктрина имамата — еще одна важная особенность иранских шиитов. Суть этой доктрины заключается в том, что власть в мусульманской общине должна находиться в руках потомков пророка Мухамммада (точнее детей от брака его дочери Фатимы и Али). Имамиты верят, что право на руководство мусульманской общиной (имамат) передавалось по наследству от Али (первый Имам) к его потомкам. Считается, что Махди, 12-й и последний Имам (отсюда происходит другое название имамитов — «двунадесятники»), ушел в сокрытие, а его возвращение, которого ожидают имамиты, состоится во время Страшного Суда.

Шиитами-имамитами была разработана собственная богословско-правовая школа (мазхаб), имеющая ряд серьезных отличий от тех, что распространены как в суннитском мире, так и среди других шиитов. Основателем этой школы считается шестой Имам Джафар Садик (по его имени школа и получила название — джафариты). В вопросах правоприменения имамиты уделяют серьезное внимание высказываниям и поступкам Али и других Имамов, ставя их практически на один уровень с Сунной — собранием высказываний и поступков пророка Мухаммада. 

Наиболее существенной особенностью гражданского права шиитов-имамитов, по сравнению с суннитами и другими шиитскими ветвями, является признание законности временных браков (mutʻa или siġe). Подобный брак может быть заключен на срок от 1 дня до 99 лунных лет. Отличие от постоянного брака заключается в том, что временная жена ни по своим правам (получение приданного, наследство после смерти мужа), ни по статусу в обществе не равна постоянной супруге. Да и вообще, согласно имамитскому праву, временный брак относится к категории не рекомендуемых, но и не запрещенных действий (в правоведческой терминологии такие носят названия makruḥ).

Иллюстрация, изображающая момент, когда пророк Мухаммад объявил Али ибн Абу Талиба своим преемником / wikipedia.org

Наряду с общемусульманскими праздниками и памятными датами у имамитов есть ряд своих специфических шиитских мероприятий. Важнейшее из них — траурный день ашура (араб. десять), посвященный трагической гибели третьего Имама Хусейна и его сподвижников под Кербелой. Этот день — 10-е число месяца мухаррам по лунному календарю — ознаменован траурными шествиями, зачастую сопровождающимися добровольными самоистязаниями, а также проведением религиозных мистерий таʻзийе. Кроме этого, важными датами календаря имамитов являются дни рождения и смерти Али, других Имамов и Фатимы, младшей дочери пророка Мухаммада. Также важнейшим событием для иранских шиитов является 18-е число месяца зу-л-хиджжа — праздник Гадир-и Хумм. В этот день на 10-м году хиджры пророк Мухаммад обратился к своим единоверцам с проповедью, в ходе которой, по мнению имамитов, назвал своим духовным преемником Али.

 

Материалы по теме:

Мусульманские праздники и памятные даты в Иране